Что делать с «блатными» сотрудниками?
фото: biznes09.ru
Вопрос, действительно, очень болезненный, учитывая, что таких случаев немало, а по моим внутренним ощущениям в последнее время их становится все больше и больше.
Давайте предположим, что у собственника вашей организации есть какой-нибудь племянник-шалопай, который не может устроиться ни в фастфуд, ни в промоутеры, ни курьером, ни на какую-нибудь другую должность, которая не предполагает обладание специальными компетенциями. И вот первое лицо вашей компании принимает решение дать ему школу жизни в вашей компании и, более того, в вашем непосредственном подчинении.
Первое, что я хочу сказать, что он имеет на это право. Любой собственник бизнеса имеет право делать со своим бизнесом все, что угодно, так как он его родитель, и он несет все риски за ведение своей предпринимательской деятельности и за свои управленческие решения. Он может кого угодно взять на работу, кого угодно уволить, закрыть бизнес, вывести деньги и потратить их на новый загородный дом или дать вам долю в бизнесе. И когда собственника пытаются обвинить в каких-либо подобных решениях, я всегда встаю на его сторону. Он имеет на это право, и расплачиваться за свои ошибки в первую очередь будет он сам.
А вот наемный топ-менеджер или менеджер любого другого звена, на мой взгляд, не имеет права брать на работу некомпетентных людей и обкладываться ими с разных сторон. Задача наемных руководителей защищать интересы бизнеса, и когда они начинают «пристраивать» своих людей, не годных к выполнению задач, а тем более пристраивать их не в свое прямое подчинение, я бы воспринимал это с опаской. Я считаю, что такие действия говорят о слабости менеджеров и неумении отказывать.
За 13 лет работы в своей компании на меня выходили с разных сторон десятки, а может быть даже и сотня разных людей: одноклассники, сослуживцы, друзья родителей, старые знакомые и разные другие замечательные люди с просьбой «устроить к себе» хороших мальчиков и девочек. Мой ответ был всегда одинаковым: «С удовольствием примем на работу вашего кандидата, но в нашей компании порядок следующий: ему нужно будет лично пройти все этапы приема на работу на общих основаниях. С этим я помочь не смогу. Давайте я дам телефон службы персонала, чтобы вы узнали, какие у нас открыты вакансии». Как вы догадываетесь, никого из моих знакомых такой подход не устраивал. Большая часть из них даже не пытались записаться на собеседование, просто обижались на меня и пропадали из моей жизни навсегда.
Второе, что хочется отметить, далеко не все люди, устроенные по блату – ортодоксальные негодяи и лодыри. Среди них такое же количество самоотверженных и толковых ребят, как и на рынке труда. Не много, но и не мало. Не все люди, у которых есть «крыша» и личный покровитель, начинают пользоваться этим. Поэтому относить всех таких кандидатов к особой когорте не нужно. Возможно, человек облагоразумится после его прочтения и начнет себя вести более аккуратно и правильно.
Но основная речь, конечно же, пойдет о тех сотрудниках, которые чувствуют свою абсолютную неприкосновенность, начинают пользоваться этим: опаздывают на работу, обедают по 1,5 часа, не выкладываются при выполнении задач, могут надерзить руководителю и в принципе работают спустя рукава. Думаю, у каждого в жизни был такой персонаж, а если еще не было, то это предстоит пройти. Так что – готовьтесь.
Если у вас работает брат, сват, дочь, племянница, любовница, одноклассница первых лиц вашей компании, будьте уверены, что вы участвуете в реалити-шоу. Только трансляция этого шоу идет не с камер наружного наблюдения, а через призму субъективного мнения о происходящем в вашем подразделении вот этого самого «блатного» сотрудника, и выводится трансляция не в прайм-тайм на центральном телевидении, а аккуратно в мозг того самого покровителя где-нибудь на его кухне. Это всегда угроза, и это нужно понимать. И у любого менеджера, по сути, есть 2 пути поведения в такой ситуации:
1) Лебезить и подстраиваться.
2) Оставаться верным своим принципам.
Про первый вариант писать особо нечего. Есть руководители, которые пытаются завоевать себе очки в копилку за счет того, что угождают чьему-то протеже, всячески рисуются перед первыми лицами через этого человека, надеясь на ответную милость государеву. Я считаю, что это неправильный менеджмент.
Что касается второго варианта, то это путь к результатам вне зависимости от того, какими ресурсами располагает менеджер. Работа любого руководителя – это его результаты, и если этим результатам кто-то пытается помешать, нужно принимать решение о том, что такого человека в вашем подчинении быть не должно.
Однажды, когда я был менеджером среднего звена, ко мне в подразделение попала одна приятная девушка, но уже в первый рабочий день она опоздала на работу. Я попросил ее руководителя отреагировать на это опоздание, и он провел с ней воспитательную беседу. Второй день – и снова опоздание, на этот раз ее попросили написать объяснительную записку. Третий день история повторяется. Тогда я попросил ее руководителя привести её в мой кабинет, где у нас случился следующий диалог:
Я: - Это, как минимум, некрасиво. Вы еще не успели начать здесь работать, а уже все о вас говорят. Три опоздания за первые три рабочих дня – такого у меня никогда не было. Думаю, что этот наш разговор должен все расставит на места. Что нам нужно сделать, чтобы вы приходили вовремя?
Сотрудница: - Мне сказали, еще до того, как я к вам пришла, что опоздание на 20 минут не является критичным, поэтому я и согласилась пойти к вам работать.
Я: - И кто же, простите, вам такое мог сказать?
Сотрудница: - Михаил Михайлович.
Я: - Откуда ты его знаешь?
Сотрудница: - Он мой дядя….
Нужно сказать, что Михаил Михайлович был одним из первых лиц нашей компании и очень влиятельным человеком. Буквально за мгновение я ощутил, как меч возмездия проникает в мою плоть за то, что я обидел его племянницу. Это было крайне неприятное ощущение, скажу я вам. И вот я оказался перед выбором: попробовать угодить Михаилу Михайловичу и пойти навстречу новой сотруднице, или быть верным самому себе и своим принципам, но при этом попасть под угрозу расставания со своей должностью. За пару секунд я представил себе, как я буду смотреть в глаза своим подопечным, если позволю кому-то вести двойную игру и нарушать установленные мной правила. Как я буду оправдываться перед коллегами и объяснять им, что кому-то можно опаздывать, а кому-то нет. Как я собственноручно предам то, что для меня самого является ценным – дисциплину в отделе продаж. И после этой небольшой паузы я сказал:
- Михаил Михайлович ошибся. У меня в подразделении опаздывать нельзя. Если вы хотите опаздывать, ищите себе другую работу где угодно, но не у меня.
Обиженная сотрудница пошла увольняться, а я сидел и ждал расплаты за свое решение. Но ни через день, ни через три, ни через месяц возмездие ко мне не пришло. Видимо, мне повезло, что Михаил Михайлович оказался грамотным менеджером, и не стал ввязываться в такие вопросы, и я допускаю, что таких как он единицы на сотни, а то и на тысячи руководителей…
Что же делать, когда покровитель не похож на Михаила Михайловича?
Я бы рекомендовал попробовать договориться с сотрудником. Раз, два, три… десять. Определить для себя границу, где кончается здравый смысл и, после того, как эта граница будет пройдена, начать операцию по выведению сотрудника из-под прямого подчинения. Возможно, даже привлечь самого покровителя к тому, чтобы облагоразумить такого подчиненного.
Я все-таки верю в то, что большая часть высокопоставленных руководителей – это люди, умудренные опытом и жизнью, и что вас услышат. Особенно, если они поймут, что большую часть своей управленческой энергии вы тратите не на созидание, а на то, чтобы попробовать выстроить отношения со своим новым коллегой. Вместо добывания результата. Вместо. Добывания. Результата.
Ну а если все-таки и в этом случае не получается договориться ни с одной из сторон, а желание продолжать работать с этими менеджерами в этой компании перекрывает все остальные желания, то рекомендую воспользоваться кейсом, который мне поведала одна из участниц моих мастер-классов из Казахстана.
Попробую воспроизвести историю от первого лица.
«Так получилось, что мне в подчинение была навязана родственница нашего первого лица. Более того, мне пришлось взять её к себе в личные помощники. Она всячески пользовалась своим положением и неприкосновенностью, и каждый раз я тратила неимоверное количество усилий, чтобы выполнялись элементарные задачи типа «отксерить вот эту пачку документов». Но однажды мое терпение лопнуло.
На завтрашний день у меня была запланирована очень важная презентация, и мне нужно было подготовить документы для участников мероприятия. Задача была очень простая, и я поручила ее выполнение своей новоиспеченной помощнице. Та заверила меня, что к утру все будет готово, и я спокойно погрузилась в свою презентацию, чтобы завтра быть на высоте. И тут в 23.30 я получаю смс от своей подчиненной, что сделать она свою работу не успеет, и она даже не приступала к выполнению этой задачи. Если сказать, что я была злая в этот момент, то это не сказать ничего. Моей ярости не было предела.
В итоге до пяти утра я все успела сделать своими силами, и презентация прошла успешно. Но после нее я собрала всех руководителей, которые могли ставить этой девочке задачи, и сказала им:
- Дорогие друзья, у нас в офисе работает Катя (пусть ее зовут так). Она у нас с сегодняшнего дня получает статус «Самый офигительный сотрудник», и не просто так, а заслуженно. Шкала офигительности Кати такая высокая, что я прошу каждого из вас не поручать ей вообще никаких заданий, даже самых элементарных. Ни одной просьбы в ее адрес быть не должно. Мы ей будем платить зарплату просто так. За то, что она есть у нас, такая офигительная.
И в адрес Кати перестали поступать любого рода распоряжения, просьбы и задачи. Катя попала в изоляцию и начала ходить на работу просто так. День без работы, второй, третий, четвертый….
На пятый день Катя взвыла, прибежала ко мне, и начала раскаиваться в своем неправильном поведении и извиняться за ошибку. Катя очень хотела быть нужной хоть в чем-то, как хочет быть нужным любой человек на планете.
С тех пор мы работаем с ней несколько лет, и сотрудника более преданного своему делу я пока не встречала. Это моя правая рука, и она больше никогда меня не подводит».