Дела житейские: история одной коммунальной идиллии

Источник материала:  
25.03.2016 09:50 — Разное

Много ли вы в своей жизни слышали хороших слов в адрес так называемых эксплуатирующих организаций — ЖЭСов, ЖЭКов, ЖРЭО и прочих? Приходилось ли видеть многоквартирные дома, в которых все были бы довольны уборщицей, ведь она моет подъезд с шампунем? А сантехника реально было бы вызвать даже в 10 часов вечера? А жировка чтобы была не такой "жирной", как в соседних домах?

Такого не бывает — скажете. Ведь коммунальные службы — это по определению повод для вечного недовольства.

Хотите — верьте, хотите — нет, только я живу в таком доме. И это обычная новостройка в спальнике Минска. А коммуналкой в нашем доме управляет товарищество собственников жилья (ТСЖ). Мы сами (т.е. все жильцы дома) решаем — нужен ли нам консьерж в холле или шлагбаум на въезде во двор.

В Беларуси ТСЖ стали массово создаваться с 2004 года. Сейчас их количество, по данным Минжилкомхоза, чуть больше двух тысяч, а на обслуживании у них находится около 12% многоквартирного жилого фонда страны.

Все устроено просто: собственники объединяются для того, чтобы эффективно управлять так называемой собственностью общего пользования. На собрании они выбирают правление и председателя.

Вроде бы все понятно: все дома, что состоят в товариществе, как на ладони. В маленьком хозяйстве, в отличие от безразмерного ЖЭСа, жильцы четко знают, за что и когда платят. А поскольку создаются они в основном на базе новостроек, стало быть, нет старого жилфонда, на содержание которого нужны средства, нет хронических должников и устаревшей инфраструктуры, на поддержание которой нужно немало средств.

Но популярная во многих странах система коллективного управления коммунальной собственностью у нас, к сожалению,  не получила массового развития. Это видно по цифрам. К тому же в администрации районов регулярно поступают коллективные жалобы, в которых бывшие ТСЖ просятся снова прикрепиться к ЖЭСу: то председатель проворовался, то суммы в жировках растут непомерно.

На фоне всего этого в самом конце минувшего года был принят Указ №536, который ужесточил требования к ТСЖ: к подготовке председателя, к  принятию решений собственниками и т.д. Теперь  председатель должен пройти аттестацию и его кандидатуру согласовывают районные администрации, а для каждого решения необходимы голоса 2/3 всех собственников, а не только тех, кто пришел на собрание.

Как не охал наш председатель, а от полномочий не отказался. И аттестацию прошел. А вот собрания собственников в настоящий балаган превратились. Раньше решения могли приниматься на уровне правления. Сейчас надо дождаться пока каждый собственник пожалует на собрание. А за 10 лет, что существует наше ТСЖ, одни прочно заняли позицию "быть всегда против" чего бы то ни было, а другие выработали привычку не являться на заседания, даже если там обсуждаются вопросы "ваших похорон".

Вроде как для нас указ принимался. Но сложностей серьезно добавил. Впрочем, не настолько, чтобы я и мои соседи назад в ЖЭС захотели. Что называется, есть с чем сравнивать. Дом, в котором живет моя мама, обслуживается ЖЭСом. После снегопада там всегда "козьи тропы". Теоретически подъезды кто-то должен мыть. Но кто и когда — жильцы лишь догадываются.  Ожидание сантехника всегда превращается в ожидание Годо — он все время на каких-то авариях, его можно вызывать и день и два и больше.

И любые текущие ремонты превращаются в маленькую катастрофу. На высокое крыльцо одного из подъездов невозможно было закатывать детские коляски, жильцы попросили сделать пандус. Безрукие таланты ЖЭСа сделали колею, которая оказалась уже, чем колеса стандартной коляски. Коляски по-прежнему носят на руках, но теперь еще стараясь не убиться о бетонный пандус.

Мои примеры — два частных случая.  Наверняка, есть и другие ЖЭСы, где сантехники всегда в белом и сразу являются на вызов, и ТСЖ, от качества услуг которых хочется плакать.

Но есть и еще одно отличие. Жильцы моего дома, даже переругиваясь на собраниях, подразумевают все-таки — это наш дом. И лавка во дворе, и качели, и лифты. И хотя у нас их три, все понимают, что не надо вызывать все сразу, а только тот, который ближе. Потому как за этот расход энергии мы платим из своего кармана. И дворник с сантехником — очень отзывчивая и милая семья, но живут они в служебном помещении, которое принадлежит всему ТСЖ. И если не будут стараться, могут остаться без жилья.

А когда Мингорисполком рассылал СМСки про срочную снегоуборку, все смеялись. И не над стилистической бездарностью чиновников. Просто зимой у нас на крыльце стоят лопаты. И возле своих машин мы чистим снег без напоминания властей. Нас не надо заставлять — это наш дом. Такое отношение, оно, знаете, заразительно. Попробуйте, если не верите.

←Журнал Playboy без голых женщин хотят продать

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика