У украинского банкира Лагуна отбирают последний актив в Беларуси – гольф-поля
bablov.domania.by
За счет построенных под Минском украинским банкиром Николаем Лагуном гольф-полей, стоимость которых оценивается в 11 млн долларов, будут гаситься долги ликвидируемого «Дельта Банка».
Как пишет украинский интернет-ресурс Finance.ua, в январе 2016 года Экономический суд Минской области по иску управляющего ликвидацией ЗАО «Дельта Банк» А.В. Педько взыскал с компании «Гольф клуб» уплату купонного дохода по облигациям – 1,2 млн долларов, и вытребовал досрочное погашение облигаций на сумму $7,6 млн. Поскольку у «Гольф клуба» денег нет, взыскания будут наложены на построенные компанией гольф-поля оценочной стоимостью 11 млн долларов. А немногим ранее, в мае 2015-го, Минский облисполком разорвал инвестиционный договор.
Таким образом, уже в марте Николай Лагун лишится последнего актива в Беларуси. Причем, не просто актива, а бизнеса, который напрямую связывал его с «семьей» президента Лукашенко. Бизнес-партнером Лагуна в проекте «Гольф клуба» был средний сын президента Дмитрий Лукашенко через «Президентский спортивный клуб».
Все пропало
Именно с этих полей и началась дружба Лагуна с Лукашенко-средним. А затем – в 2007 году – и весь белорусский бизнес «Дельты». С изъятием гольф-полей бизнес закончился. А вот дружба между Лагуном и сыном Лукашенко, по данным источников Forbes, завершилась еще в середине 2015 года, сразу же после того, как у подконтрольного Николаю Лагуну украинского “Дельта Банка” начались проблемы.
«Стало очевидным, что мы не сможем увеличить свои инвестиции в реализацию белорусских проектов. Это не устроило местные власти, хотя никаких оснований для признания неплатежеспособным белорусского “Дельта Банка” не было», – отмечает Николай Лагун. Лицензию у белорусского ЗАО «Дельта Банк», с суммой чистых активов в размере 316 млрд рублей, отозвали 18 марта – спустя шесть дней после введения временной администрации, «в связи с невыполнением указанным банком отдельных лицензионных требований, а также созданием финансового положения, которое повлекло неисполнение банком своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами».
Хотя незадолго до этого проверка Центрального банка республики не нашла в «Дельте» каких-либо проблем. На 1 марта 2016-го активы банка составляли 3946 млрд рублей, обязательства – 3630 млрд рублей; уставный фонд – 261 млрд рублей.
Сам Николай Лагун, похоже, не был готов к такой атаке белорусских властей. В начале марта 2015-го, а именно, за несколько дней до ввода временной администрации в белорусскую «Дельту», в интервью одному из украинских изданий банкир утверждал, что ситуация у «Дельты» в Беларуси «рабочая», и что проблемы в Украине не влияют на работу белорусской «дочки». Однако сразу же после банкротства украинской «Дельты» началась атака на ее активы в Беларуси.
Прекрасное начало
С 2007 года бизнесмен успел вложить в бизнес-проекты в республике около 130 млн долларов. «Беларусь сегодня – это перспективный рынок, с высоким уровнем неудовлетворенного спроса именно в сегменте потребительского кредитования», – заявил Лагун в 2007-м, перед покупкой 100% акций белорусского “Атом-банка”, который затем стал “Дельта Банком”.
Но мало кто знает, что летней сделке Лагуна по покупке “Атом-банка” предшествовало подписание ряда социальных обязательств, главным из которых стало строительство первого в Республике Беларусь гольф-клуба.
Идея такого клуба витала в кабинете Лукашенко еще с 2004 года, когда и было зарегистрировано СООО «Гольф клуб», но для его реализации не было подходящего инвестора. Все работающие в республике бизнесмены и инвесторы уже были достаточно «нагружены» подобными проектами.
И тут появился Лагун, который в 2007-м познакомился со средним сыном президента и рассказал ему о желании работать в Беларуси. Ему и было предложено профинансировать этот проект в обмен на открытие рынков республики.
Лагун, естественно, согласился. Специально для этого проекта Лукашенко издал указ N56 от 29 января 2007 года «О строительстве спортивно-туристского гольф-комплекса в Минском р-не». Партнером Лагуна в этом проекте стал «Президентский спортивный клуб», руководит которым средний сын белорусского президента Дмитрий Лукашенко. На территории «Гольф клуба» Лагун начал строительство коттеджного поселка «Гринвич», который должен был стать бизнес-составляющей гольф-клуба для партнеров. Именно это партнерство с властью и позволило Лагуну «развернуться» в республике.
Основным белорусским активом Лагуна с 2007-го по 2015 год, помимо ЗАО «Дельта Банк» с инвестициями более 50 млн долларов, была компания «НТС» – вторая по величине сеть продуктовых супермаркетов в Беларуси, работавшая под брендом «Родная Сторона». В сеть из около 90 магазинов по всей республике было инвестировано свыше 30 млн долларов.
Более мелкими активами Лагуна были три страховые компании – «Дельта страхование», «Пенсионные гарантии» и «Белорусский страховой фонд» – с суммарными инвестициями 8 млн долларов.
С ростом бизнеса «Дельты» в республике росли и аппетиты власти. Помимо СООО «Гольф клуб», в который «Дельта» вложила свыше 40 млн долларов, в 2009 году Лагуна «попросили» профинансировать строительство социальной деревни «Истоки» (детского дома семейного типа).
Именно в деревне «Истоки» Николай Лагун в сентябре 2010 года впервые появился на публике с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Украинский инвестор и белорусский президент пили чай с домашним печеньем и говорили о благотворительности.
«Печенье» обошлась Лагуну в 4 млн долларов, за счет которых построено 15 коттеджей, переданных затем Министерству образования Республики Беларусь. Но подобные инвестиции отбивались сторицей. Например, только в 2013 году темпы роста активов “Дельта Банка” составили 64,19%, что вывело его в лидеры Беларуси по росту вложений в основные средства.
Сеть супермаркетов «Родная Сторона», сумевшая выйти на 2-е место в республике по количеству магазинов, тоже поучаствовала в Батькиных проектах. В рамках выполнения распоряжения президента Лукашенко №171 от 20 августа 2012 года был реализован проект «Родная Сторона детям», который обошелся «НТС» в 4,2 млн долларов спонсорской помощи различным коммунальным и государственным предприятиям.
После введения зимой 2012 года в эксплуатацию гольф-поля, «Дельта» приступила к строительству коттеджного городка «Гринвич», где стоимость владения составляла от 600 000 долларов. Надо отметить, что дольщики «Гринвича» несколько раз высказывали недовольство ходом строительства и опасались, что объект не будет закончен. Так и вышло.
Стремительное падение
Но все изменилось с началом политического и экономического кризиса в Украине после смены власти в 2014 году. Как говорит сам Лагун, на отношение властей Беларуси могли повлиять его украинские проблемы. «Мы стали слабее, началась атака на наши активы в Украине – и сразу же аналогичные действия стали происходить в Беларуси», – констатирует банкир.
Одним из первых активов Лагуна, который «ушел в семью», стала розничная сеть продуктовых магазинов «Родная Сторона». Партнером Николая Лагуна в этом проекте был Игорь Чернявский, тоже попечитель спорта, член совета Федерации гандбола и партнер экс-премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича. Чернявский занимал и пост председателя правления компании-владельца торговой сети – «НТС».
С 2014-го по 2015-й Чернявский без согласования с Лагуном стал переводить активы «Родной Стороны» на связанные с ним компании, и одновременно начал наращивать обязательства компании «НТС», которые стали основанием для ее банкротства.
За период со второго по четвертый квартал 2015 года сумма чистых активов «НТС» скатилась с 3,2 млн до минус 0,5 млн долларов. Например, «НТС» продавала объекты недвижимости компаниям Чернявского – «Премьерлизинг» и «Агролизинг» – по завышенной в несколько раз цене. Эти компании передавали объекты в финансовый лизинг компании «Современные розничные технологии» по завышенной стоимости договора + 57% лизинговых платежей. Поручителем этих платежей Чернявский сделал «НТС». А с 1 декабря 2015-го «Современные розничные технологии» начали процесс своей ликвидации.
В марте 2015-го, как раз тогда, когда “Дельта Банк” лишали в Минске лицензии, Чернявским в кредитных договорах «НТС» с государственными “БПС–Сбербанком” и “Банком БелВЭБ” были внесены изменения в ставки по кредитам для «НТС» с 25% до 50% годовых.
В результате всех этих действий у сети супермаркетов была сформирована задолженность на уровне 63 млн долларов, против дебиторской всего в 32 млн долларов. После этого Чернявский сдал на 10 лет в аренду все магазины сети ее основному конкуренту – торговой сети «Доброном», а сам при этом вышел из состава учредителей «НТС».
Следующим активом, ушедшим в «семейную копилку», стала СК «Дельта страхование». В конце 2014 года Минфин РБ в результате проверки страховой компании Лагуна вдруг обнаружил нарушения в применении так называемого «повышающего страхового коэффициента» (оценка риска наступления страхового случая) и потребовал возврата клиентам около 6 млн долларов. Около 20 000 клиентов были оповещены, и начался процесс подписания допсоглашений для возврата средств. Но выполнить обязательства «Дельта страхованию» не дали – 15 июня 2015 года Министерство финансов приостановило действие лицензии на осуществление страховой деятельности, тем самым не предоставив предприятию возможности закончить выполнение своего же требования.
А 29 июня 2015-го Минфин полностью заблокировал все операции по счетам страховщика, чем «убил» и другую страховую Лагуна: «Дельта Страхование» выступала поручителем по облигациям еще одной компании Лагуна – «Пенсионные гарантии».
Сезон распродаж почти завершен
Одним из последних активов Николая Лагуна, который относится к основным средствам ЗАО«Дельта Банк», остается офисное здание в Минске.
26 февраля 2016-го его пытались продать с аукциона за 6,1 млн долларов, но в связи с отсутствием необходимого числа покупателей аукцион отменили. Заоблачную цену объяснить несложно – после того как из “Дельта Банка” вывели все ликвидные активы путем их продажи с дисконтом государственному банку.
Например, кредитный портфель физлиц «Дельты» был продан с дисконтом в 5% (в денежном эквиваленте более 900 000 долларов). Естественно, с Лагуном это никто не согласовывал.
Поэтому здание офиса осталось, по сути, едва ли не единственным ликвидным активом, продажа которого необходима для расчетов с оставшимися кредиторами.
Что интересно, попыток спасти банк власть республики не предпринимала, – задачей временной администрации под руководством Александра Педько, руководителя Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов, было запустить процедуру банкротства и реализовать продажу всех активов и недвижимости банка.
Господин Педько даже не скрывал того, что банк Лагуна изначально планировали ликвидировать. «Если обычное юрлицо находится на стадии банкротства, у него есть какой-то новый шанс, а для банка после возбуждения дела о банкротстве говорить о какой-то санации даже смешно. Очень большие репутационные риски. Для примера – ни один зарубежный банк никогда не станет с ним работать», – заявлял он белорусской прессе.
Интересно, что на момент ввода временной администрации господин Педько А.В. являлся исполнительным директором белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению и банкротству и был соавтором закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Лагун говорит, что на его попытки добиться возможности спасти банк власти Беларуси не отреагировали. Более того, следственный комитет Беларуси по факту банкротства «Дельты» завел уголовное дело, заявив, что банк был обанкрочен преднамеренно. Главными обвиняемыми в этом стали председатель правления “Дельта Банка”, зампреды и члены совета директоров, которые были вынуждены просто выехать из страны.
Лагун утверждает, что у него были возможности стабилизировать ситуацию: розничный портфель кредитов банка был качественным и генерировал доходы, которые в связке с ретейловым бизнесом «Родной Стороны» позволяли поддерживать стабильность в белорусском “Дельта Банке”.
Но после решения Нацбанка Украины о признании проблемной украинской «Дельты» Нацбанк Беларуси потребовал мгновенного погашения выданного местному Дельта Банку рефинансирования. И тут же ввел в него временную администрацию.
«Наш бизнес просто разорвали по решению сверху», – поясняет Лагун, который теперь планирует судиться с властями Республики Беларусь в международных судах. Правда, на возврат инвестиций он явно не рассчитывает. «Мы для себя белорусский этап в жизни закрыли», – резюмирует бизнесмен.