Работу с проблемной дебиторской задолженностью пора переводить на цивилизованные рельсы
Государство не должно вмешиваться во взаимоотношения субъектов хозяйствования при решении вопросов с проблемной дебиторской задолженностью, так как в мире существует достаточно цивилизованных механизмов решения наболевшего вопроса, считают эксперты.
Как заявила управляющий партнер международной юридической фирмы Cobalt в Беларуси Дарья Жук, дебиторская задолженность белорусских компаний росла все последние годы, но в 2015 году сложилась такая ситуация, что дебиторка впервые превысила кредиторскую задолженность белорусских компаний в 1,5-2 раза. И это по всем отраслям, хотя лидерами являются строительство, промышленность, оптовая торговля. Поэтому вполне можно понять, почему государство так активно включилось в решение проблемы.
По мнению Дарьи Жук, есть внешние и внутренние причины текущей негативной ситуации с дебиторской задолженностью.
К внешним можно отнести глубокий региональный кризис, в центре которого оказалась Беларусь. Учитывая, что наша страна была завязана в основном на российский рынок сбыта, а оттуда пошла основная волна неплатежей, это негативно сказалось на белорусских компаниях. Жесткая монетарная политика Нацбанка, который перестал печатать рубли, спровоцировав денежный голод в бизнес-среде, также сыграла свою роль, как и недоступность кредитных средств.
Внутренней причиной можно назвать неумелое управление своими активами со стороны белорусских компаний.
"Дебиторская задолженность - это такой же актив, как, например, недвижимость, которую можно продать, заложить под кредит, взять в зачет и т.д. Однако то, что мы наблюдаем в белорусских компаниях, к сожалению, говорит о том, что они неумело управляют своими активами. Часто отсутствует даже такая простая вещь, как первоначальный учет дебиторской задолженности", - заявила Дарья Жук.
По словам эксперта, управление дебиторкой начинается уже на предконтрактном прогнозировании, когда перед тем, как заключать контракт опытный менеджер обязательно мониторит своего контрагента.
"Белорусские компании делают это очень неохотно. Они практически об этом не думают, когда заключают контракт. Они счастливы продать свою продукцию, найти нового покупателя, не задумываясь над тем, что из себя представляет этот клиент, какая у него репутация на рынка, какая кредитная история. А вот когда начинается судебное дело, тогда только все начинают шевелиться и проверять компанию по регистрам должников. Но тогда уже поздно, лучше всегда делать это заранее", - уверена Дарья Жук.
По мнению эксперта, в Беларуси также совершенно не развита работа с проблемной дебиторской задолженностью. Белорусские компании предпочитают идти в суды, поскольку считают, что это самый лучший и быстрый способ решения проблемы. Хотя на самом деле все как раз наоборот.
"Белорусские суды и раньше были перегружены, но за последний год количество дел увеличилось в 1,5-2 раза. Это просто неимоверное количество дел. И если раньше стандартное дело о поставке и неоплате разрешалось за 2 месяца, то теперь это уже 4-5 месяцев", - рассказала Дарья Жук.
Между тем, во всем цивилизованном мире судебное разрешение споров считается весьма нежелательным, так как оно несет больше минусов, чем плюсов.
"Западные компании не попадают в такие ситуации, как белорусские, поскольку у них контроль за дебиторкой, как я уже говорила, начинается на предконтрактной стадии. Потом при заключении договора, если возникают какие сомнения, они требуют обеспечение, гарантию или поручительство третьей стороны. Это те инструменты, которые позволяют избежать проблем в будущем", - заявила Дарья Жук.
Даже если возникла проблемная дебиторская задолженность западные компании обращаются в суд крайне редко, предпочитая использовать другие инструменты. Это и коллекторство, когда долги свободно продаются на рынке, и вхождение в акционерный капитал компании-должника и множество других способов решения проблемы.
В Беларуси коллекторство почему-то подпадает под факторинг, что является банковской деятельностью. И хотя антикризисные управляющие в последнее время начали выставлять на аукционы не только имущество компании, но и его дебиторскую задолженность, развития это направление так и не получило, заявила "Ежедневнику" Дарья Жук.
Из всех альтернативных инструментов в Беларуси развивается только медиаторство. Сегодня в стране действует уже 225 медиаторов, которые помогают решать финансовые споры в самых различных областях экономики. При этом 52% споров, которые проходят медиаторство разрешаются заключением соглашений.
Также активно белорусские субъекты начали использовать приказное производство для взыскания долгов в упрощенном порядке, когда решение суда можно получить за 20 дней. Согласно статистике, за 2015 год количество таких дел выросло в 4 раза.
С 2015 года в Беларуси для взыскания дебиторской задолженности начали использовать исполнительную надпись нотариуса, который изучает все представленные документы и подтверждает имеющийся долг. С этой надписью нотариуса, минуя суд уже можно идти в суд за судебным приказом. Однако эта практика пока новая и не особо сформировалась.
Самым эффективным и быстрым инструментом решения вопроса проблемной дебиторской задолженности стал административный ресурс. Это исключительно белорусское ноу-хау, когда под угрозой закрытия, компанию-должника вынуждает рассчитаться с поставщиком то или иное государственное ведомство. Однако эта практика весьма негативно воспринимается не только белорусскими компаниями, но и потенциальными инвесторами.
"При всем уважении к Минторгу так административно вмешиваться в хозяйственные отношения между сторонами не совсем правильно. Ретейл это делает не от хорошей жизни. Это известные компании с устоявшейся репутацией. И деньги тут нашлись не потому, что они лежали у ретейла и тот не хотел их отдавать. Просто вмешались акционеры, были взяты кредиты", - заявила "Ежедневнику" Дарья Жук. По ее словам, следует развивать альтернативные методы решения проблемы, которые не несут столько негатива и не вредят имиджу страны.