Выставка, покорившая любителей искусства!
В галерее «Академия» при Белорусской государственной академии искусств открылась выставка художников-педагогов Ереванской школы искусств имени Лазаря Мартиросовича Сарьяна «Люблю Армению». На ней посетители знакомились с творчеством семи молодых деятелей искусства, работающих в разных его видах – живописи, скульптуре, графике, разновидностях декоративно-прикладного творчества.
В 2015 году юные ученики четырёх педагогов-участников экспозиции – Армена Ванцяна, Ануш Арутюнян, Алины Казарян и Анжелы Мачкалян – покорили сердца жюри Международного конкурса живописи и графики «На своей земле». Жюри были настолько довольны работой преподавателей школы искусств имени Л. Сарьяна, что спустя год Армен Ванцян и скульптор Артур Саргсян были приглашены в Минск выполнить судейскую миссию на этом конкурсе. А после нелёгкой, но интересной работы в составе жюри они подарили посетителям обширную и разнообразную экспозицию в благодарность за то, что в Беларуси деятели искусства высоко оценили потенциал армянских юных дарований, воспитанных под чутким руководством молодых педагогов.
На открытии выставки звучали искренние поздравления и тёплые слова не только в адрес талантливых гостей столицы; также было много сказано о самой Армении и о дружественных крепких связях с белорусским народом и культурой. Например, было отмечено, что на картинах перед ценителями прекрасного предстала не та Армения, стереотип которой сложился у большинства жителей Беларуси, не та «страна ярких красок и солнечного света»: эти художественные произведения, по мнению начальника отдела международных связей БГАИ Екатерины Яковлевны Кёнигсберг, скорее имеют сходство с белорусскими пейзажами.
Доктором философских наук и художественным критиком Вадимом Алексеевичем Салеевым было сказано, что искусство Армении не является агрессивным; оно светлое и открытое, выражающее главным образом общечеловеческие ценности и черты характера; изобразительному искусству Армении свойственен такой признак, как гуманистичность, которая с каждым десятилетием в искусстве постмодернизма всё глубже уходит в небытие и предаётся забвению.
Наталья Алексеевна Святкина, руководитель общественной организации «Белорусский зелёный крест» и координатор проекта «На своей земле», отметила, что для дружественных отношений между Беларусью и Арменией, а также любыми странами вообще, искусство является самым сильным и мощным фактором.
Егор Егорович Батальонок, член жюри международного конкурса «На своей земле», отметил творческий опыт и потенциал, переданный ученикам преподавателями школы искусств им. Л. Сарьяна, подкрепив свои слова цитатой среднеазиатского философа Алишера Навои: «Его (учителя. – авт.) дело самое трудное… Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить!»
К слову, посетители выставки, получив впечатления от багажа творческих возможностей молодых армянских мастеров, могли дальше продолжить ознакомление со способами эстетического развития детского внутреннего мира на чтениях Международной конференции художников-педагогов «Современное художественное образование детей и молодёжи» в БГАИ с 3 по 7 февраля.
Наиболее активно на выставке было представлена живопись Армена Ванцяна. Его работы в целом носят спокойный характер, без резких контрастов; некоторые пейзажи, такие как «Весна на берегу озера» и «Дзорахпюр», этим самым напоминают белорусские образы природы.
Изображая маслом густую массу растений, травы, деревьев, Ванцян использует весьма тонкие штрихи, тем самым делая картины более реалистичными. Привлекает внимание портрет выдающегося армянского певца, композитора и собирателя народных песен Комитаса. Название для работы Армен Ванцян выбрал, вспомнив любимую песню, записанную Вардапетом, Hov Areq Sarer Jan («Дайте прохладу, родные горы»).
При взгляде на картину навеваются различные ассоциации: возможно, Комитас, находясь среди переливающихся от рассветных лучей солнца гор, вспоминает старинный напев предков; а может быть, песня доносится на рассвете откуда-то издалека, а Вардапет прислушивается с чувством и вниманием к её мелодии.
Ещё одна работа, диптих «Возрождение», выполненная акрилом, открывает посетителю Ереван начала XX века и большую армянскую церковь — они отстраиваются, поднимаясь из руин после разрушений. В акварельных работах «Воспоминания» и «Весеннее настроение» преобладание холодных оттенков создаёт ощущение сказочности и фантастики.
Нельзя не заметить среди экспозиции работы Арпине Авагян. В некоторых из них — «Сирень», «Отстрелянные патроны» — художница избрала весьма необычное направление в живописи – фовизм, и поэтому своеобразие картинам придают очень крупные мазки, создающие контрастность цветов за счёт того, что они не перетекают плавно друг в друга; создаётся ощущение «плавающего» отражения в воде. Также Авагян умело накладывает на акварельный рисунок слой мелких тонких линий стержнем, в результате чего образовывается синтез живописи и графики («Тяжёлые годы», «В неизвестность», «Моя деревня», «Весна в Тавуше», «Родной пейзаж»). Работы Авагян в смешанной технике показывают все грани сельской природы и жизни: от самых красочных и благоухающих природных явлений до тягот трудных будней.
О великих древних колоннах памятника эллинистической культуры, находящегося на территории Армении, напомнила в своей работе заведующая художественным отделением школы искусств имени Л. Сарьяна Алина Казарян. Не забыла она заставить полюбоваться красотой душистых цветов в атмосфере домашнего уюта в своём «Натюрморте». Обе картины нарисованы обычными цветными карандашами.
Ануш Арутюнян поделилась своим умением работать в живописи и графике. Картине «Сагмосаванк», на которой изображён древний армянский монастырь на крутом скалистом холме, свойственно обилие плавного сочетания нежных тонов. Это сочетание делает рисунок более лёгким и полётным; создаётся ощущение пространства и прозрачного горного воздуха. «Дом в Аштараке» — это чистая графика: тонким и весьма непростым языком линий рассказывает картина о скромном армянском сельском домике, который нежно обвивают гибкие виноградные лозы и перед которым стоит небольшой столик, всегда готовый тепло принять гостей. Не забывает Ануш Арутюнян помимо общеевропейских видов искусства и о традиционном армянском ковроткачестве: небольшой, скромный по расцветке, но интересный самобытными узорами карпет также послужил украшением выставки.
Среди графических эстампов Артура Акопяна своим неповторимым колоритом и историческим духом проникнута гравюра «Санаин», где за ветвями старых, уже обронивших свою листву деревьев прячутся хранящие глубокую многовековую историю древние гавиты с также по-осеннему поникшими арками.
Скульптуры, а точнее, их фотографические копии были представлены педагогом школы имени Л. Сарьяна Артуром Саргсяном. Для создания работ скульптор использует мрамор, туф и базальт, а в качестве ориентира в технике выбирает для себя для себя искусство Древнего Востока: Египта, Шумера, Ассирии. Интересно, что в своих работах Саргсян умело придаёт древневосточные черты не кому-нибудь, а библейским персонажам. Так, «Адам и Ева» напоминают о таинственных рисунках на стенах внутри египетских пирамид. А лик Христа из базальта, в частности, разрез глаз, приобрёл черты лиц людей в скульптурах и рельефах Междуречья. Изящные и ровные крылья, которые были свойственны мифологическим персонажам Месопотамии, внезапно «вырастают» у различных животных, например,кошек или барана.
Пополнили экспозицию работы Анжелы Мачкалян в различных видах декоративно-прикладного искусства, таких как батик («Человеческая комедия»). Нельзя не заметить сверкающую блеском своей яркой чешуи «Волшебную рыбку». Также выставку украсил самобытный армянский повседневный национальный костюм; цветочный орнамент нанесён Мачкалян на ткань натуральной краской, полученной из шелухи лука.
Не только белорусские и армянские посетители выставки оценивали достоинства работ. Посчастливилось увидеть армянские красоты в разных воплощениях и гостям из Москвы, Челябинска, Донецка. Сразу после успешного проведения экспозиции в Минске школа искусств имени Лазаря Сарьяна продолжит своё путешествие по Беларуси в Витебске.
Надежда ТУЛИНОВИЧ, фото автора