Зачем на самом деле нужна 40-часовая рабочая неделя
фото: lifehacker.ru
Культура восьмичасового рабочего дня — это самый серьёзный инструмент большого бизнеса, который позволяет держать людей неудовлетворёнными и заставлять их избавляться от негатива с помощью покупок.
Дэвид Кейн, создатель блога Raptitude, вернулся из путешествия длиной в девять месяцев. Резкое изменение образа жизни — на смену свободе пришла работа с девяти до пяти — заставило его заметить, как много бесполезных вещей он покупает. «Лайфхакер» публикует впечатления блогера.
- Итак, я снова вернулся в мир работы. Я снова стал высокооплачиваемымспециалистом инженерной индустрии и наконец почувствовал, что вернулся к нормальной жизни после девятимесячного путешествия.
Поскольку в путешествии я жил совершенно по-другому, внезапное возвращение к работе с девяти до пяти позволило мне заметить кое-какие особенности моего поведения. Когда я вернулся на работу, я стал менее осторожно обращаться с деньгами. Не бездумно тратить, просто чуть быстрее и легче расставаться с ними. Вот маленький пример: я снова начал покупать дорогой кофе, хотя он не был даже приблизительно так же хорош, как новозеландский флэт уайт, и я не мог наслаждаться им в залитом солнцем патио. Когда я путешествовал, такие покупки были спонтанны и я получал от них гораздо больше удовольствия.
Я говорю не о больших покупках. Я имею в виду маленькие, случайные и беспорядочные траты на вещи, которые ничего не привносят в мою жизнь.
Размышляя о прошлом, я заметил, что всегда свободно тратил деньги, когда хорошо зарабатывал. Проведя девять месяцев без постоянных денежных вливаний, я не отказался от таких трат, но стал немного более внимательным к этому феномену.
Я думаю, что поступаю так потому, что чувствую определённое положение в обществе. Я — высокооплачиваемый профессионал, что возносит меня на новый уровень затрат. Это интересное чувство власти, которое возникает, когда не задумываясь тратишь пару двадцаток. Здорово испытывать эту «власть доллара», когда ты знаешь, что скоро снова получишь деньги.
В том, что я делаю, нет ничего необычного. Все остальные делают то же самое. На самом деле я думаю, что я просто вернулся к нормальному сознанию потребителя, после того как некоторое время жил иначе.
Одно из самых удивительных открытий во время поездки — это то, что в путешествии по миру (включая страны, жизнь в которых весьма дорогая) я тратил меньше, чем дома.
У меня было гораздо больше свободного времени, я посещал красивые уголки планеты, знакомился с новыми людьми направо и налево, я был спокоен и миролюбив и проводил время незабываемо. И каким-то чудом это стоило мне меньше, чем обычный образ жизни и работы с 9:00 до 17:00 в одном из самых недорогих городов Канады.
Это значит, что за те же доллары дома я получал гораздо меньше, чем в путешествии. Почему?
Здесь, на Западе, бездумное потребление культивируется большим бизнесом. Компании в любых сферах производства имеют огромную прибыль от привычки людей не считать деньги. Поэтому они поощряют всеобщую любовь к случайным и несущественным тратам.
В документальном фильме «Корпорация» маркетинговый психолог рассказывает о методах, которые она использовала для увеличения продаж. Её сотрудники провели исследование того, какой эффект капризы детей оказывают на желание родителей покупать игрушки. Они обнаружили, что от 20 до 40% покупок происходит только потому, что дети начинают ныть, уговаривая родителей купить игрушку.
Это пример того, как мы тратим миллионы долларов на товары, спрос на которые был создан искусственно.
Большие компании не заработали бы свои миллионы только за счёт рекламы реальных достоинств своей продукции. Они навязывают культуру потребления сотням миллионов людей, которые покупают больше того, в чём нуждаются, и пытаются избавиться от неудовлетворённости с помощью денег.
Мы покупаем вещи, чтобы поднять себе настроение, чтобы жить не хуже соседей, чтобы соответствовать своим детским представлениям о том, на что должна быть похожа взрослая жизнь, чтобы продемонстрировать свой статус и по куче других психологических причин, которые имеют мало общего с реальными нуждами.
Подумайте, сколько вещей в вашем гараже, в кладовке, на балконе или даже в шкафах вы не использовали в течение последнего года…
Основной инструмент корпораций, помогающий поддерживать культуру потребления, — это 40-часовая рабочая неделя как нормальный образ жизни. В таких условиях люди вынуждены рассчитывать только на вечера и выходные.
Такой график заставляет нас больше и быстрее тратить деньги на развлечения и комфорт, потому что наше свободное время очень ограничено.
Я вернулся к работе всего несколько дней назад, но уже заметил, что большая часть активности испарилась из моей жизни: прогулки, упражнения, чтение, медитация и постоянные записи. Отличие этих видов активности в том, что они почти не требуют денег, но требуют времени.
По возвращении домой у меня оказалось много денег, но не хватало времени, что типично для среднестатистического жителя Северной Америки.
Пока я был за границей, я бы не задумываясь провёл день в национальном парке или потратил пару часов на чтение книги на пляже. Сейчас такое времяпрепровождение даже не рассматривается. Даже что-то одно из этого отнимет слишком много драгоценного времени у моих выходных.
Когда я возвращаюсь домой с работы, меньше всего я хочу заниматься фитнесом. Упражнения не кажутся мне хорошей идеей и после ужина, перед тем как отправиться в кровать, и после пробуждения тоже. А это единственное время, которое у меня есть в рабочие дни.
Кажется, что у этой проблемы простое решение: работай меньше, чтобы было больше свободного времени. Я уже доказал себе, что могу жить полной жизнью, имея меньше, чем сейчас.
К сожалению, в моей сфере деятельности это близко к невозможному. И во многих других областях тоже. Вы работаете 40+ часов в неделю или вы вообще не работаете.
Все мои клиенты и подрядчики работают в фирмах со стандартным рабочим днём, так что не получится попросить их не беспокоить меня после часа дня, даже если я смог бы убедить своего работодателя сделать мне особый график.
Восьмичасовой рабочий день установили после индустриальной революции в Британии в XIX веке, и это было облегчением для рабочих фабрик с 14- и 16-часовым рабочим днём.
С развитием технологий и методов рабочие научились производить гораздо больше за меньшее количество времени. Было бы логично предположить, что это приведёт к сокращению рабочего дня.
Но восьмичасовой рабочий день слишком выгоден для большого бизнеса, и не потому, что люди делают больше работы за восемь часов (средний офисный работник за восемь часов успевает меньше, чем за три часа реально сосредоточенной работы), а потому, что это создаёт общество счастливых потребителей.
Если создать недостаток свободного времени, люди будут гораздо больше платить за удобства, удовольствия и другое облегчение, которое можно купить. Это заставляет их смотреть телевизор и рекламу. Это заставляет их быть амбициозными только на работе.
Навязанная нам культура заставляет нас чувствовать себя уставшими и недовольными собственной жизнью, чтобы мы постоянно хотели вещи, которых у нас нет. Мы покупаем так много из-за смутного чувства, что нам чего-то не хватает, мы что-то упустили.
Западная экономика, особенно в Соединённых Штатах, построена на удовлетворении зависимости и ненужных тратах. Мы тратим, чтобы порадовать себя, чтобы вознаградить себя, чтобы отпраздновать, чтобы решить проблемы, чтобы поднять статус и чтобы развеять скуку.
Вы можете представить, что случилось бы, если бы вся Америка пересталапокупать ненужные вещи, которые никак не влияют на жизнь людей?
Экономика впала бы в ступор и никогда бы не оправилась.
Все раскрученные американские проблемы, включая ожирение, депрессию, загрязнение окружающей среды и коррупцию, — это цена, которую мы заплатили за то, чтобы создать и поддерживать экономику. Чтобы американская экономика была здорова, нездоровой должна быть Америка.
Здоровые и счастливые люди не чувствуют, что им нужно больше, чем у них есть. А это значит, что они не покупают кучу ненужных вещей, не нуждаются так сильно в дорогих развлечениях и не смотрят много рекламы.
Культура восьмичасового рабочего дня — это самый серьёзный инструмент большого бизнеса, который позволяет держать людей неудовлетворёнными и заставлять их избавляться от негатива с помощью покупок.
Может быть, вы слышали о законе Паркинсона. Он часто используется применительно ко времени: чем больше времени вы на что-то отводите, тем больше времени у вас на это уходит. Удивительно, сколько всего можно успеть за 20 минут, если у вас только 20 минут. Но если вы отвели на эту же задачу полдня, скорее всего, столько вы на неё и потратите.
Многие из нас обращаются с деньгами подобным образом. Чем больше мы зарабатываем, тем больше тратим. И не потому, что нам внезапно понадобилось что-то купить. Мы тратим деньги просто потому, что можем. На самом деле нам очень трудно тратить как раньше, если мы начинаем зарабатывать больше.
Я думаю, нет необходимости избегать этой уродливой системы и уходить жить в леса. Но нам нужно осознать, чего хочет от нас большой бизнес. Корпорации десятилетиями создавали миллионы идеальных покупателей и преуспели в этом. И если вы обычный человек, ваш образ жизни был создан задолго до вашего появления на свет и навязан вам.
Идеальный покупатель не удовлетворён, но полон надежд, не заинтересован в серьёзном личном развитии, приучен к телевизору, работает полный день, зарабатывает достаточно, позволяет себе удовольствия в свободное время и просто плывёт по течению.
Похоже на вас?