Эксперт: Если нефть зафиксируется на нынешнем уровне, можно ждать курс 23-25 тысяч к концу года
Но если цена на нефть восстановится к уровню 45-50 долларов за баррель к концу года, курс белорусского рубля вполне может остаться на уровне, не превышающем 21 тысячу за доллар.
Белорусский рубль вторую неделю подряд продолжает демонстрировать непатриотичное стремление к обесцениванию. Чего стоит ожидать от белорусского рубля в ближайшей перспективе, Thinktanks.by попросил поделиться мнением ведущего исследователя Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерину Борнукову:
- Чем вызван неожиданный обвал белорусского рубля?
- В первую очередь обвал связан с падением цен на нефть, и связанным с этим падением российского рубля. Пока белорусская экономика сильно завязана на российскую, поэтому любые колебания курса российского рубля отражаются на белорусском.
- До каких параметров может обесцениться белорусский рубль в 2016 году?
- Опять же, многое зависит от курса российского рубля, а курс российского рубля в свою очередь зависит от цены на нефть и различных геополитических событий. Если цена на нефть восстановится к уровню 45-50 долларов к концу года, курс белорусского рубля вполне может быть не выше 21 тысячу за доллар. Если же нефть зафиксируется на нынешнем уровне (30), можно ждать 23-25 тысяч к концу года. Возможный выход России из-под санкций тоже может сказаться на укреплении рубля.
- Вы ранее прогнозировали, что курс доллара к концу 2016 года в Беларуси может находиться в районе 21-22 тысяч рублей, «если не произойдет повторения валютного кризиса, когда ситуация выходит из-под контроля». Что произошло? Почему прогноз оказался неточен?
- Прогноз еще пока не оказался неточен - конец года еще не наступил, и как мы видели в прошлом году, например, белорусский рубль теперь может и укрепляться. Если цена на нефть будет расти, как ожидают многие эксперты, мы вполне можем закончить год в диапазоне 21-22 тысячи за доллар. Но вообще точечные прогнозы всегда дело неблагодарное - на самом деле есть много сценариев, и приходится выбирать лишь один из них. А может реализоваться более негативный сценарий, как собственно и произошло в начале этого года - внезапно резко упали цены на нефть.
- Станет ли белорусская власть, на ваш взгляд, в нынешнем году использовать старый прием и индексировать зарплаты в госсекторе сообразно инфляции?
- Думаю, поскольку в прошлом году, несмотря на президентские выборы, власти не прибегали к раздуванию доходов, в этом году тоже особо нет поводов роста зарплат. Поэтому, скорее всего, зарплаты будут расти медленнее инфляции, а значит реальные доходы возможно незначительно, но упадут.
- Какие рычаги есть у Нацбанка и белорусского правительства сегодня, чтобы минимизировать девальвацию?
- Основной рычаг - это политика дорогих денег, сдерживание кредитования. Благодаря этой политике дешевые рубли не переливаются на валютный рынок. С другой стороны золотовалютные резервы сегодня на столь низком уровне, что при серьезном внешнем шторме у Нацбанка может не хватить валюты на стабилизацию валютного рынка.
- На какие внешние факторы может рассчитывать белорусская власть в надежде сохранить макроэкономическую стабильность?
- Из реалистичных надежд – это, в первую очередь, кредит МВФ, и возможно ЕФСР. Из вероятных - это рост цен на нефть, снятие санкций против России к концу года. Из маловероятных - это рост спроса на нашу продукцию в ЕС или резкое восстановление российской экономики.