Белорусский авторынок впервые вошел в топ-25 Европы
Эту позицию он разделил с авторынком Украины и Люксембурга. В 2015 году покупатели трех стран приобрели и поставили на учет около 46,5 тыс. новых легковых автомобилей.
Не удивительно и факт. 42-миллионная Украина, продававшая в докризисном 2008 году около 623 000 новых легковых автомобилей и занимавшая 7-е место в Европе по этому показателю, опустилась до уровня 9,5-миллионной Беларуси. При этом сама Беларусь нарастила за последние три года свой рынок новых «легковушек» в 2,5 раза.
Точные данные белорусской статистики будут опубликованы на ежегодной пресс-конференции Белорусской автомобильной ассоциации в феврале. Тогда и станет ясным окончательный результат нашей страны в европейской «табели о рангах».
По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA, в которую не входят страны СНГ, в прошлом году в Люксембурге было зарегистрировано 46 473 новых автомобилей. С учетом данных российской (Ассоциация Европейского Бизнеса АЕВ – 1 601 000 шт.) и украинской (AUTO-Consulting - 46 443 авто) статистики мы претендуем на место в европейской топ-25. Окончательное место Беларуси определит, похоже, только «фотофиниш».
К сожалению, наша страна не предоставляет ACEA и даже не публикует данные официальной статистики. БАА располагает лишь достоверными данными продаж своих участников. При этом следует учесть, что далеко не все марки автомобилей представлены в Белорусской автомобильной ассоциации, а достоверность отчетности самих дилеров перед БАА на их совести.
Данных о ввозе (продажах) новых автомобилей вы не найдете и на сайте Белстата.
Вот такая у нас статистика. И совершенно не ясно, на основании каких данных уполномоченными органами государственного управления строятся предположения о рынках сбыта при обосновании целесообразности инвестиций в производство новых легковых автомобилей в стране. Судя по отдельным заявлениям наших чиновников о прогнозных объемах сбыта будущих Джили данные о рынках, мягко говоря, далеки от реальности.
И в этой связи возникает очевидный вопрос: что мешает Министерству внутренних дел публиковать в открытом доступе данные о поставленных на учет в МРЭО ГАИ новых автомобилях? Учитывая, что действующее законодательство отводит 10 дней для регистрации автомобиля, эти данные достаточно точно отражают количество покупок, объем рынка.
Но вернемся к авторынку. Похоже, в 2015 году панические настроения населения обеспечили рынку новых легковых автомобилей рекордный результат. Напомню, по итогам предшествующего 2014 года этот рынок оценивался примерно в 45,8 тысяч.
При приблизительно равном результате двух последних лет следует отметить, что если в 2014 году треть всех продаж пришлась на декабрь, то в 2015-ом такой силы всплесков спроса уже не было. Население выдыхается. И начинает заглядывать в будущее уже не через лобовое стекло новой иномарки, а через дыру в семейном бюджете.
Рынок 2014-2015гг. был, как волны цунами. Первая волна спроса ноября-декабря 2014г. была действительно впечатляющей. Августовское ослабление российской и белорусской валюты спровоцировало скачок спроса, но продажи второй волны были уже далеко не те. Хотя и +86% к августу Четырнадцатого.
Январь 2016-го поднял со дна последние залежи белорусских рублей, но мы едва ли достигнем даже уровня января прошлого года. И очевидно главное, рынок новых легковых автомобилей Беларуси уже прошел свою разворотную точку и падает третий месяц подряд.
За счет чего рынок рос в прошлом году и на сколько он упадет в году наступившем мы услышим на анонсированной пресс-конференции. Не стану отбирать чужой хлеб.
Выскажу лишь одно предположение. Как только российскому (и белорусскому) рублю вместе с нефтью падать станет уже некуда, белорусский авторынок начнет свое погружение на дно.
Только где это дно? Да я бы и сам хотел знать… Вы не знаете, какой курс будет через неделю?..