Эффективность белорусского экспорта в Россию в ближайшее время продолжит снижаться
Объемы взаимной торговли между Беларусью и Россией в ближайшие несколько месяцев продолжат снижение.
Такие перспективы обрисованы в очередном выпуске белорусского внешнеполитического индекса, выпущенного Белорусским институтом стратегических исследований (BISS).
В индексе отмечается, что по вопросам поставок газа и нефти между Беларусью и Россией будут достигнуты соглашения на прежних ценовых условиях и в прежних объемах – возможно, с некоторым незначительным улучшением в пользу Беларуси.
В вопросе кредита ЕФСР Беларусь возьмет непродолжительную паузу. Вступление в силу договора об Ассоциации Украины с ЕС породит множество конфликтов и неясностей в области белорусско-российской торговли.
При этом Беларусь продолжит укрепление самостоятельного курса во внешней политике.
Говоря о последних нескольких месяцах эксперты BISS обратили внимание на сложности экономического характера.
За январь-ноябрь 2015 г. товарооборот между Беларусью и Россией составил 25,2 млрд долл. США, что составляет 73,2% к прошлому году. Экспорт составил 9,6 млрд долл. США, снизившись к прошлому году на 32,7%, импорт из РФ снизился менее значительно – на 22,7% – и в денежном выражении составил 15,6 млрд долл. США. Сальдо в торговле с Россией сложилось как обычно отрицательным: - 6 млрд долл.США, такое же как в прошлом году за этот период. Ситуация с основными позициями экспорта за 10 месяцев выглядит весьма безрадостно: белорусские производители вынуждены продавать продукцию в Россию все дешевле и дешевле.
В вопросе эффективности белорусского экспорта в Россию и сейчас не наблюдается позитивных сдвигов. Белорусский экспорт в РФ наращивается во многом за счет реализации преимущественно за российские рубли, фактически множа убытки белорусских производителей. При этом основная часть российского импорта (минеральные продукты) закупается за доллары США, дополнительно увеличивая разрыв платежного баланса. Достигнутая в последние месяцы 2015 года относительная синхронность снижения курсов белорусского и российского рубля при тех правилах расчетов, которые в основном практикуются хозяйствующими субъектами, в значительной степени девальвируют преимущества валютной политики белорусского Нацбанка для белорусских производителей.
Вопреки нашим ожиданиям, решение о выделении кредита ЕФСР в минувшем году принято не было. Маловероятно, что невыделение кредита ЕАЭС служит Кремлю инструментом давления на Беларусь в вопросе одной лишь авиабазы. Вероятнее всего, стороны не находят компромисса по условиям выделения кредита.
Во-первых, в вопросах процентов по нему – ведь и прежний кредит ЕАБР, выделявшийся в ту пору, когда для России были доступны международные займы по низким ставкам, выделялся под весьма высокие 8-8,9%. Возможно, теперь ЕФСР ждет еще более впечатляющей отдачи.
Во-вторых, ЕФСР не отступает от требований структурных реформ. Судя по действиям белорусского правительства в декабре-январе (размещение государственных облигаций в декабре на сумму свыше 1 млрд долл. США и повышение тарифов на электроэнергию, газ, транспорт для населения), оно склоняется к ожиданию кредита МВФ, а не ЕФСР.
Стороны традиционно не успели подписать соглашения о поставках российских газа и нефти в Беларусь до нового года. Белорусская сторона добивается незначительного улучшения условий этих поставок, российская – упрямится. В главных чертах условия все же согласованы, и со всей определенностью можно утверждать, что в 2016 г. они не ухудшатся в сравнении с 2015 г. В то же время, если белорусам и удастся добиться некоторого снижения цен и увеличения объемов поставок, сколь-нибудь заметного эффекта на состояние экономики или конкурентоспособность производителей это не окажет.
Запланированный официальный визит в Москву пришлось отложить – из-за российско-турецкого конфликта и действий Москвы в Сирии. Впервые за историю двусторонних отношений официальный визит в Москву оказался не первым после переизбрания А.Лукашенко (а третьим – после Ханоя и Ашхабада).
Однако В.Путин не придал значения этому факту, и, судя по приветственным словам, вовсе его не заметил. Президенты высказали полное взаимопонимание по всему спектру проблем – от внешней политики до экономической интеграции, но эти дружелюбие и взаимопонимание были достигнуты за счет исключения любой конкретики. Никакой конкретики не было сказано ни по вопросам, волнующим Москву – Украина, Турция, Сирия, авиабаза, ни по вопросам, волнующим Минск – кредит, придание белорусском товарам статуса «отечественных» на российском рынке.
С другой стороны, Беларусь хоть и не поддержала Россию в ее выходе из зоны свободной торговли с Украиной, но согласилась участвовать в выработке механизма транзита украинских товаров или товаров из ЕС, которые идут в Беларусь и Казахстан. Известно, что озабоченность России в части конкуренции с импортом через Украину из ЕС по нулевым пошлинам разделяет и Александр Лукашенко.