Аll inclusive для спасения белорусской туротрасли
Планы по развитию туризма в Беларуси напоминает заезженную пластинку. Из года в год говорят о необходимости формировать качественный национальный и региональный туристический продукт, а турист чаще всего объезжает Беларусь стороной.
На заседании Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете министров итоги туротрасли за 2015 год и выполнение того самого прогнозного показателя эксперты оценили критически, сообщает «Туризм и отдых».
А среди задач на будущее — работа национального стенда на крупнейших туристических и специализированных выставках в Беларусь и за рубежом, а также издание рекламно-информационных материалов.
Отдельной строкой прописано формирование безбарьерной среды на объектах туристической индустрии для лиц с ограниченными физическими возможностями, а также проработка вопроса о возможностях организации в сфере белорусского туризма системы «все включено» (all inclusive).
Из мер, о необходимости принятия которых много говорят в последние годы — поручение «МИД совместно с Госпогранкомитетом до 1 марта 2016 г. представить предложения о возможностях и механизме получения электронных виз для посещения иностранными гражданами Республики Беларусь, а также введения безвизового режима для граждан стран, благополучных в миграционном отношении».
Аll inclusive уже есть в Беларуси?
«У нас давно работает система аll inclusive», — рассказала Naviny.by руководитель рекламного отдела санатория «Криница» Людмила Шихова.
«В цену путевки входит питание, проживание, лечение. Мы можем предложить два вида питания — заказное и шведский стол и пять видов процедур. Таким образом, система «все включено» у нас работает, разве что алкоголь не предусмотрен. Это и понятно, ведь у нас люди оздоравливаются», — сказала она.
Что касается распространения практики аll inclusive на дома отдыха и гостиницы, Людмила Шихова смотрит на это со скепсисом: «Зачем туристу ехать в наши гостиницы на пару дней по системе «все включено»? Моря нет, солнца нет».
Система «всё включено» в белорусских реалиях все же не совсем соответствует тому, к чему привык турист в Турции или Египте, где в цену входят не только питание и напитки, но и развлечения — аквазона, сауны и так далее. Даже если белорусские гостиницы предложат такой набор услуг, вряд ли это увеличит поток туристов.
Услуги санаториев являются самыми привлекательными из белорусских турпродуктов, считает специалист.
В «Кринице» теперь, к слову, заполнено около 90% мест. Глубина продаж уменьшилась от нескольких месяцев до нескольких недель, а номера стали заказывать поскромнее — вот результат кризиса.
Насколько соответствует уровень цен уровню сервиса и инфраструктуры белорусских санаториев? Людмила Шихова говорит, что «иностранцы не жалуются, активно едут и покупают дополнительные услуги».
Что касается продвижения за рубежом, «Криница» для этого использует интернет. Забронировать номер можно на сайте санатория, оплатить по приезду. Как только эта система заработала несколько месяцев назад, в санатории заметили расширение географии — иностранные гости появились не только из России. В скором времени ожидают, что заработает система онлайн-оплаты банковской карточкой.
От слова «халва» слаще не становится
Председатель Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер считает, что, прежде чем говорить о частностях, о системе «все включено», необходимо предпринять меры по организации турпотока в Беларусь, создать условия для того, чтобы страна стала известной.
«Приведу пример Грузии, где на продвижение страны выделено порядка 10 млн долларов. В Тбилиси туристические компании из-за рубежа участвуют в выставках бесплатно как приглашенные. Информация о Грузии распространяется повсеместно, а страна получила мощный приток туристов. В то же время вокруг Беларуси тишина», — сказал Валентин Цехмейстер.
По его словам, в настоящее время чиновниками в недостаточной степени используются собственно белорусские наработки, например, безвизовый режим во время проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года, а проблемы туризма не решаются комплексно, что вкупе не способствует привлечению туристов в Беларусь.
«В сфере туризма все очень разобщены, нет координации в привлечении туриста из-за рубежа, хотя разговоров много. Однако если долго говорить «халва», от этого слаще не становится», — сказал Валентин Цехмейстер.
Елена СПАСЮК