Кто не рискует: Приорбанк провел экспертизу почти 400 крупных бизнесов
Два года прошло с момента запуска сервисных пакетов Приорбанка. Новаторская услуга пришлась ко времени: в условиях турбулентной экономики независимая оценка и серьезная информационно-консультационная поддержка вызвали высокий спрос у бизнеса.
Об этом «Ежедневнику» рассказал исполнительный директор Приорбанка Александр Клочко.
- Приорбанк презентовал Сервисные пакеты «Комплектация бизнеса. Corpo» в начале прошлого года. С какой целью пакеты выделялись в отдельную услугу, ведь для оценки рисков существует аудит, финансовый менеджмент самих предприятий и традиционный консалтинг?
- Нашей целью был выход на финансовый рынок Беларуси с интеллектуально насыщенным продуктом, основанным не только на традиционных банковских технологиях, но и на наших ключевых компетенциях
Как известно, Приорбанк – единственный в Беларуси банк с западноевропейским капиталом, который входит состав крупнейшей банковской группы в Центральной и Восточной Европе Райффайзен Банк Интернешнл. И вместе с головной структурой сети Райффайзен мы хотим развивать в Беларуси уникальные сервисы и услуги.
Наши инструменты не подменяют ни аудит, ни клиентский консалтинг, ни финансовый менеджмент компаний-клиентов. Это альтернативная точка зрения банка на бизнес. Она не конфликтует с оценкой финансистов, собственников компаний, внешних консультантов и аудиторов. Она – дополняет их.
Любому бизнесу, особенно в непростые экономические периоды, важно иметь как можно больше источников информации, получить как можно более разносторонний анализ и оценку своей работы, чтобы оградить себя от рисков.
- В этом же заинтересован и банк, который обслуживает эти бизнесы…
- В этом суть услуги. Да, это и наш интерес. Это вопрос, в том числе, нашей доходности. Конечно, банк заинтересован в сильных, уверенных, устойчивых к различного рода угрозам клиентах. От благополучия клиентов зависит благополучие Приорбанка. Поэтому Сервисные пакеты заточены в первую очередь на оценку рисков, которые клиенты принимают на себя, инвестируя собственные и заемные средства в свои текущие и перспективные проекты.
И я бы отметил более широкую нашу цель: Приорбанк по-прежнему стремится быть новатором, предлагать что-то новое и таким образом принимать активное участие в дальнейшем совершенствовании белорусской финансовой системы. Это нужно стране в центре Европы, это важно и интересно нам.
- Можно ли привести конкретные примеры, когда оценка Приорбанка в рамках Сервисных пакетов повлияла на стратегию развития бизнесов, на принятие решения по той или иной сделке?
- Да, такие примеры есть. Продукт ведь создавался не для того, чтобы рассказать, какие мы профессионалы, а для того, чтобы помочь нашим клиентам корректно идентифицировать, проанализировать и снизить рыночные, кредитные и операционные риски. Обсуждая те или иные проекты, мы иногда мягко, а иногда достаточно настойчиво пытаемся донести до клиента нашу точку зрения. Зачастую она не совпадает с мнением клиента, особенно когда это касается активности клиента в той или иной отрасли, развития экспорта и импорта, вопросов выбора валюты кредитования, понимания клиентами валютообменных рисков, рисков ликвидности.
В результате как минимум 3 проекта за прошедшие два года наши корпоративные клиенты либо приостановили, либо отложили - и не пожалели об этом. Речь идет о проектах стоимостью от 6 млн евро, то есть планировались значительные инвестиции. За 2 года упала стоимость объектов инвестиций, конкуренция в этом сегменте. Цена входа в эти инвестиционные проекты стала значительно ниже, это уже совсем другие расходы и затраты, и, как следствие, эффективность бизнеса. Учитывая, как изменилась ситуация с валютным курсом за прошедшее время, наши рекомендации оказались правильными. Результатом двухсторонних обсуждений стали серьезные корректировки бизнес-планов в части наращивания кредитных обязательств. Уровень долговой нагрузки, которую мы сегодня вместе с нашими клиентами переформатировали, в результате не то что не увеличился, а снизился. Это очень важно: входить в турбулентную ситуацию в экономике нужно с как можно меньшим уровнем обязательств.
- Услуга остается уникальной на белорусском рынке?
- Приорбанк стал первопроходцем в этой области. Спустя время нечто подобное предложили некоторые другие банки. Однако ни по наполнению, ни по сути - аналогов нашим Сервисным пакетам нет. Ключевые моменты, которые касаются риск-анализа, риск-менеджмента и прогнозов, остаются уникальными.
- Какие именно услуги включают в себя Сервисные пакеты?
- Сегодня мы предлагаем четыре вида пакетов – от простых до сложных. Информационный блок услуг представлен материалами необходимыми для принятия управленческих решений, как текущих, так и стратегических; аналитической информацией по сырьевым рынкам и рынкам отдельных стран; анализом и прогнозами развития макроэкономической ситуации в Республике Беларусь.
Аналитический блок состоит из риск-анализа финансово-хозяйственной деятельности компании (в т.ч. с расчетом сумм и структуры возможного финансирования), анализа рисков по отдельной сделке.
И для крупных международных компаний и для компаний только начинающих открывать для себя зарубежные рынки особую ценность представляют консультации специалистов International Desk по вопросам банковского обслуживания в странах присутствия RBI.
По-прежнему пользуются большим спросом тематические и рабочие встречи со специалистами банка и приглашенными аналитиками по актуальным вопросам банковского обслуживания.
- Можно ли говорить о типичных рисках, которые выявляет Приорбанк у клиентов сервиса?
- Это дисбалансы финансовых потоков по срокам и по валютам, риски ликвидности или валютообменные риски. Также это риски, касающиеся рыночной конъюнктуры на основных сбытовых рынках наших клиентов. В рамках Сервисных пакетов мы предоставляем макроэкономическую информацию как по местному рынку (РБ), так и по основным рынкам сбыта для нашей страны – со статистикой и прогнозами наиболее значимых показателей.
- Что более востребовано бизнесом сегодня – информационная, аналитическая поддержка, расчет возможного финансирования в банке, риск-анализ финансово-хозяйственной деятельности, анализ рисков по конкретным сделкам?
- Отвечу кратко: востребовано все. Наша экономика переживает непростой период, поэтому клиентам нужны ответы на все вопросы по текущей и перспективной стратегии развития бизнеса. Это и расчет сумм и структуры финансирования, соответствия показателей объёмов краткосрочного кредитования размерам текущих активов предприятия, расчет источников финансирования необоротных активов и инвестиционных потребностей, консультации специалистов банка по вопросам макроэкономической ситуации в Республике Беларусь, участие в консультационных, рабочих и тематических встречах.
- Услуга стартовала в начале прошлого года. Каков уровень спроса на нее?
- На сегодня мы удовлетворили запросы 392 клиентов Сервисных пакетов. С одной стороны, сервис рассчитан на крупные компании, которые ведут полный цикл финансовой статистики и отчетности. Это предприятия, годовой оборот которых составляет от 5 млн евро. На 99% это клиенты Приорбанка. Теоретически сервисом могут воспользваться и компании, не обслуживающиеся в банке. Хотя сервис позиционируется прежде всего как инструмент снижения рисков, которые берет на себя при обслуживании клиентов Приорбанк.
С другой стороны, наши возможности по сопровождению Сервисных пакетов лимитированы - для внедрения услуги мы не наращивали значительно численность персонала. Эта услуга предоставляется нашими аналитиками, экспертами, риск-менеджментом, мы не отдаем ее на аутсорсинг. Поэтому мы не ставим целью охватить всю клиентскую аудиторию – стремимся не к количеству, а к качеству.
- В каких отраслях экономики заняты компании-клиенты Сервисных пакетов?
- Это крупные компании, которые по-прежнему находятся в стадии развития, то есть хотя бы минимальный прогресс, но присутствует. Среди промышленных компаний это прежде всего производители продуктов питания, а также стройбизнес. Торговые компании представлены как розничным звеном, так и оптовым. К слову, большинство клиентов Приорбанка – лидеры в своих отраслях.
- Рассчитывает ли Приорбанк на интерес к сервису иностранных и госпредприятий?
- Иностранных – однозначно да (у нас создано отдельное подразделение для обслуживания таких клиентов: International Desk). Мы стремимся работать и с госкомпаниями. Предполагаю, что для этого нужно будет произвести некоторые корректировки содержательной части сервисных пакетов. Мы к этому готовы. Сервис развивается, сегодня он включает до 8 услуг, в следующем году мы планируем дополнить самый серьезный и тяжеловесный пакет еще одной.
- Что это будет за услуга?
- Анализ качества дебиторской задолженности в разрезе дебиторов . Эту услугу мы готовы вывести на рынок как результат успешного 5-летнего развития нашего факторингового проекта.
Конечно, компании с оборотом свыше 5 млн евро в состоянии потратиться на хорошую опрационную бухгалтерскую систему, в которой есть блок анализа дебиторской задолженности. Но, повторюсь ещё раз, мы не подменяем выводы операционной системы, а готовы предоставить свою точку зрения. И чего уж точно нет в бухгалтерской операционке - так это функционала, который вытекает из правильного использования компетенций банковского риск-менеджмента.
- Как Приорбанк учитывает потребности клиентов при формировании содержательной части Сервисных пакетов и своих услуг в целом?
- Безусловно, мнение клиентов для нас важно. К примеру, уже сегодня в рамках пакетов мы предлагаем участие в наших корпоративных мероприятиях, тему которых выбираем в зависимости от пожеланий клиентов. На встречи приглашаем представителей Нацбинка, Минэкономики, экспертов научно-исследовательских центров. Интерес огромный, мы собираем больше сотни участников. Летнее мероприятие, например, проводилось с участием представителей Нацбанка и по времени пришлось на период изменения порядка биржевых торгов. Клиентов очень волновали вопросы курсообразования, денежно-кредитной политики.
Вторая часть таких встреч обычно посвящается обсуждению сервисов и услуг Приорбанка. Клиенты реагируют очень живо. Звучит и критика, которую мы принимаем к сведению. В целом могу сказать, что формируют нашу продуктовую линйку именно клиенты.