Должны ли чиновники прятать доходы от граждан?
radiotochka.kz
Беларусь провозглашает борьбу с коррупцией, однако остается одной из немногих стран цивилизованного мира, в которых открыто не публикуются доходы госслужащих. Россия убеждает наших чиновников, что боятся нечего – если только вы не коррупционер.
В 2016 году вступит в силу новый закон «О борьбе с коррупцией». К сожалению, документ по-прежнему не предполагает открытого опубликования сведений о доходах государственных служащих.
Генпрокурор Беларуси Александр Конюк считает обнародование информации о доходах неэтичным. "Зачем это делать? Удовлетворять обывательский интерес о том, у кого что есть? Мне также кажется, что это не совсем этично", - сказал он в апреле, обсуждая новые антикоррупционный меры.
Между тем практика открытой публикации сведений из деклараций внедрена в большинстве стран ООН. Среди прочих, применяет ее и наша соседка и партнер – Россия.
Для кого опасна прозрачность?
Андрей Жвирблис, представитель российской организации Transparency International, приехал в Минск на конференцию от BIPART поспорить об этичности заглядывания в карман чиновникам.
По мнению российского эксперта, обнародование сведений о доходах не способно нанести урон личной жизни чиновника, так как в нем раскрывается лишь небольшая часть информации. Так, в Росси в открытый доступ выкладываются сведения о размере дохода самого госслужащего, дохода его супруги и несовершеннолетних детей, о недвижимом имуществе (тип, площадь и страна нахождения) и о транспортных средствах.
«Публикация таких сведений представляет опасность только для тех чиновников, которые что-то не задекларировали – тогда журналисты или общественные активисты находят имущество, и человек лишается поста или хотя бы это долго и интенсивно обсуждается в СМИ».
Народ хочет знать больше
Публикация сведений о доходах должностных лиц России для белорусов выглядит впечатляюще. Однако российская общественность недовольна ограниченностью информации.
Например, в предвыборном декларировании публикуется куда больше информации: банковские вклады, акции компаний, которыми владеет кандидат, год выпуска транспортного средства, регион нахождения недвижимости – «ведь дом в Москве и Магаданской области – это совершенно разные вещи».
Было бы неплохо, считает Андрей Жвирблис, требования к участникам предвыборной гонки распространить на всех госслужащих.
Есть недовольные
В России открыты сведения о доходах около 1,5 млн человек – это не только чиновники, но и главы государственных предприятий. Включение в список последних вызвало большое недовольство ООО «Российские железные дороги» и предприятия «Роснефть».
«Оба руководителя фактически саботировали решение правительства и отказались публиковать свои декларации. Но потом по настоятельной рекомендации президента они в добровольном порядке опубликовали свои декларации. Настоятельная рекомендация стала более эффективной, чем постановление правительства», - сказал эксперт.
Лазеек по-прежнему много
Между тем участники конференции усомнились в действенности данного механизма в таких «не очень правовых» государствах, как Россия и Беларусь.
Андрей Жвирблис согласился, что определить, правду ли написал чиновник в своей декларации, – непросто. Правоохранительные органы проверяют информацию недостаточно тщательно. А потому случается, что журналисты и общественные деятели находят незадекларированное имущество должностных лиц.
По мнению Андрея Жвирблиса, важно сопоставлять декларации с реестрами о собственности – не только российскими, но и других стран. Правоохранителям не составило бы труда сделать такие сопоставления. Несколько раз несоответствия находила общественность, «после чего возникла инициатива о закрытии реестра о правах собственности на недвижимость».
Еще одна проблема – «чиновники достаточно легко переписывают имущество на родственников, которые не обязательно включаются в декларацию. Теща – весьма надежное лицо в этом смысле».
Есть и другие лазейки. В некоторых странах, например, во Франции, распространены формы некоммерческих организаций собственников жилья, типа товарищества. «Выявлялись случаи, когда должностные лица были учредителями таких НКО и практически владели собственностью, при этом не имея обязанности ее декларировать.
Хаос мешает прозрачности
Даже если госслужащий обнародует сведения об имуществе, проанализировать и осмыслить их общественности бывает сложно, так как опубликование происходит достаточно хаотично. В России не существует единого места, где бы хранились все данные – каждое ведомство вывешивает информацию на своих ресурсах и в своем формате.
«В Грузии, например, все декларации публикуются на одном сайте. Там даже указывается адрес недвижимости. Можете спросить [эксперта из Грузии, присутствующего на конференции], были ли какие-то случаи агрессии, чтобы к людям приходили домой посмотреть, как они живут. Полагаю, эта позиция насчет опасности – надуманная».