Гендиректор «Атланта»: «Свою долю мы даже увеличили, но рынок Беларуси сжимается»
фото: TUT.BY
Генеральный директор ЗАО «Атлант» Виктор Шумило рассказал о состоянии белорусского и соседних рынков бытовой техники, объемах производства и качестве своей продукции.
«Свою долю мы не потеряли, даже увеличили, но сегодня потребительский рынок Беларуси сжимается: доходы населения не растут, кредитования практически нет. Аналогично — на российском рынке, еще хуже — в Украине», — рассказывает Шумило. При этом объемы выпуска стиральных машин растут, восстанавливаясь после прошлогоднего падения. За январь-октябрь выпущено 165,7 тысячи машин, что на 34,8% больше аналогичного периода прошлого года. Ни о какой работе на склад здесь речи не идет — на 1 ноября запасы машин составили всего 12,9 тысячи штук, или 77,7% среднемесячного объема производства.
По данным «Атланта», белорусский рынок стиральных машин в нынешнем году упал на 10%. Стабилизации в следующем году не видно: прогнозируется его сжатие еще на 7−8%, хотя насыщение домохозяйств этой техникой еще около 90% (холодильников и морозильников уже 1,2 на семью). Доля «Атланта» на родном рынке — около трети, во времена девальваций возрастала и до 45%, пишет TUT.BY.
Производственные планы предприятия на 2016 год сейчас обсуждаются. «Падать мы точно не планируем», — заверяет Виктор Шумило.
«Из-за девальвации мы оказались в сложной ситуации, вынуждены были идти на пределе своих возможностей. Из-за того, что наш рубль девальвировался с опозданием, мы свою прибыль отдали потребителям, россиянам, украинцам, казахам», — сетует директор.
В результате прошлый год предприятие закончило с убытками, потеряв только на курсовых разницах около 400 млрд рублей. По девяти месяцам «Атлант» сработал с прибылью, приложив максимум усилий по снижению себестоимости и на 5% сократив персонал, говорит Шумило. В нынешнем году до августа все складывалась благополучно, но затем резкая девальвация испортила картину. «Август завершили очень плохо, — признает директор. — Сейчас пытаемся компенсировать потери. А ведь реальный сектор был уже обескровлен ситуацией на валютном рынке в конце 2014 года». По производителям, в частности, бьют дорогие валютные кредиты, которые пришлось привлекать из-за проблем в конце прошлого года.
«Если проблемы не повторятся, может, и сведем по году положительный баланс. Но энергоносители у нас по-прежнему в разы дороже, чем в России, и дороже, чем для промпредприятий в Германии. Вторичные ресурсы у нас дешевле, чем в тех же России и Германии. Некоторые виды, к примеру, отходы меди — в разы. А это доходная часть предприятия, мы теряем средства. Персонал нам также обходится дороже, чем в РФ», — разводит руками Виктор Шумило.
«Кредитно-денежная, фискальная политика сегодня важные составляющие нашей конкурентоспособности. К сожалению, в рамках единого экономического пространства, особенно со стороны России, есть действия, не способствующие равной конкуренции», — дипломатично добавляет он. Речь идет о создании зон опережающего развития, куда приходят конкуренты белорусов и работают в условиях льготного налогообложения. Логично, создавать такие условия для тех производств и отраслей, в опережающем развитии которых заинтересованы все страны ЕАЭС, а не тех, где собственных мощностей в странах объединения достаточно, аргументирует директор.
В России уже создали производства турецкие, корейские и европейские компании: LG, Samsung, Bosch, Candy, Vestel. Все это представлено и в белорусской рознице.
Рост продаж стиральных машин в нынешнем году произошел благодаря активизации продвижения на традиционных рынках стран СНГ и, в первую очередь, в странах Западной Европы, отмечает начальник коммерческого отдела Игорь Прозукин. В дальнем зарубежье продается более 30% выпускаемых "Атлантом" стиральных машин. Основной покупатель в Европе — Германия, куда белорусы поставляют свою продукцию уже семь лет.
Положительную динамику продаж показывают и некоторые страны СНГ — в первую очередь, самый емкий российский рынок. Здесь «Атлант» продает около 50% выпускаемых машин. В СНГ и странах Балтии компания работает только под своим брендом, в Западной Европе — под торговыми марками розничных сетей или массовых западных брендов. «Затраты на продвижение своей марки на европейских рынках несопоставимы с финансовыми результатами от продаж», — объясняет Игорь Прозукин.
Но бренд — единственное отличие стиральной машины для белорусского и западного рынка, заверяют производители. Все комплектующие, электроника, двигатель — те же. «Слишком дорого разбивать на виды комплектации — лучше закупать комплектацию одного типа большими объемами, получать скидки поставщика и минимизировать затраты на логистику, контроль, проведение испытаний