Ереван глазами белоруски (часть II)
И наконец-то пришло время рассказать о программе «Летняя школа «Спюрк», которая проводилась с 21 по 31 июля Министерством диаспоры Республики Армения в Ереванском государственном университете.Она включала в себя мастер-классы в различных направлениях – языковая подготовка, журналистика, искусство народной песни и танца и для лидеров диаспоры. Привлекая таким способом тех армян, которые хотят повысить планку в своей профессии или стать достойными активистами в общине своего города или страны. помощью этой программы Министерство диаспоры выполнило и объединительную миссию.
Объединительную не только потому, что «Летняя школа» могла собрать людей с общими корнями, а еще и потому, что их роднит занятие любимым делом. По тому направлению, по которому я приехала для участия в «Летней школе» — песенно-танцевальному – собралась группа почти из 30 человек. География участников состояла из разных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Пятигорска, Владикавказа, Оренбурга, Уфы, Полтавы, Одессы, Тбилиси, и даже Руана (Франция) и Кувейта. Из Минска вместе со мной прилетели также Нела Григорян и моя подруга из ансамбля «Эребуни» Анжелика Епремян.
Каждое будничное утро полусонных участников программы встречали несколько автобусов и отвозили нас в университет. Занятия по танцам и вокалу у нашей группы проходили в культурном центре, который обычно представлял собой концертный зал и располагался на самом последнем, шестом этаже. Но к нашему приезду, когда стулья уже были расставлены у стен, как построенные солдаты, концертный зал превращался в репетиционный.
Сначала я думала, что мы будем заниматься только народными танцами – женскими или фольклорными. Но оказалось, чтобы научиться хорошо танцевать даже армянские танцы, нельзя обойтись без веселой и бодрой утренней гимнастики! Проводила ее солистка женского танцевального ансамбля культурного центра университета Мария Газарян. Вся группа дружно повторяла за ней под современные мировые летние хиты упражнения на гибкость и укрепление мышц шеи, плеч, спины, различные наклоны, повороты и прыжки. Все действо напоминало модный уличный флешмоб или аэробику на морском пляже. Для армянских женских танцев это вполне полезно, поскольку основа женской грации таится именно в ровной царственной осанке и гибкой, гордо повернутой шее, которая подчёркивает скромность и нежную красоту опущенного взгляда.
Ярким и незабываемым моментом в нашей песенно–танцевальной программе был мастер-класс по армянским фольклорным танцам от художественного руководителя ансамбля «Карин» Гагика Гиносяна. Именно благодаря его урокам Рузанна Георгиевна привезла в наш ансамбль неведомые ребятам из «Эребуни» до того момента и увлекшие их своей простотой и объединяющей энергией «Карно Кочари», «Тамзара», «Лорке», «Гевнд-Вер Вери». Меня привлек интересный метод, используемый Гагиком Гиносяном в преподавании фольклорных танцев. Он объясняет каждое движение с помощью законов физики, в основном механических явлений, связанных с потенциальной энергией, ускорением, точками опоры, принципами работы механизмов. Следовательно, в фольклорных танцах Армении таятся не только древние представления о солнце и о земле, связанные с календарно-земледельческим циклом, но и глубокий научный смысл. Это весомое подтверждение тому, что ни о какой примитивности таких танцев не может быть и речи.
Внутренняя энергия в танцах создается их массовостью, скрепляющим и объединяющим началом. Пусть движения и рисунки в них несложные, пусть эмоции кипят в меру, но не бьют через край. Ведь на момент применения фольклорных танцев в значении, приуроченных к старинным обрядам, армянское народное танцевальное искусство находилось на раннем историческом этапе, на своей начальной стадии. И называть элементы таких танцев примитивными, критиковать их за отсутствие грации, а уж тем более величать их «движениями больного человека» никак нельзя. Без обрядовых танцев как без отправной точки не было бы развития, эволюции к более сложным и разнообразным женским и мужским танцам. Круговые и линейные обрядовые танцы с древними истоками бытуют не только в Армении, но и в Греции, странах Передней Азии, Латинской Америки, и историческая цепь не только в танце, но и в музыке и других видах искусства от ранней стадии до наших дней прослеживается во всем мире в целом и на армянских территориях в частности.
Фольклорными танцами, которые нашей группе довелось постичь на мастер-классе, а в моем случае глубже понять и доработать, стали «Папури», «Шавали», «Карно Кочари» и «Ишханац Пар».
Но самым главным педагогом, хореографом и постановщиком стал для нашей группы народный артист Армении, член правления Союза театральных деятелей и специалистов в области танца, руководитель детско-юношеского ансамбля «Гарун» Сурен Оганесович Гянджумян. В своей методике он использует упражнения из балетной хореографии, плавно переходя к армянским танцевальным движениям.
Во время тренировки вся группа пребывала во внимании и неукоснительно соблюдала четкие правила, все время старалась не уходить из положения стоя и оставляла в покое любые средства связи, как мобильные, так и вербальные. Такие правила Сурен Оганесович, несомненно, применял для того, чтобы мы вырабатывали работоспособность и могли приобретать по максимуму стройность и красоту тела, движений. Скорее всего, именно внутренний распорядок, трудолюбие, общительность и большой величины оптимизм позволяют Сурену Оганесовичу оставаться в прекрасной форме не один десяток лет. На многочисленных мастер-классах в результате упорного труда и с большими затратами энергии мы выучили два женских танца, варианты которых есть и в репертуаре «Эребуни»: Mokac Harsner и Карабахский («Джейрани).
Кроме занятий танцами, на программе нашлось время и для изучения песенных шедевров. Нашим в основном женским хором дирижировал заслуженный артист Республики Армения Карен Саргсян. Под его чутким руководством мы разучивали произведения различных жанров: духовные песнопения Azgayin Orhnerg Комитаса и Terunakan Aghotq М. Екмаляна, военные патриотические песни Erebuni-Yerevan и Sardarapat Э. Оганесяна, Zeythuncineri Qaylerg Т. Чухаджяна, и конечно же, собранные Комитасом образцы народной музыки Sona Yar, Andzrev Yekav Shahalen и Tagvori Mer Durs Ari.
Инструментальным сопровождением стройность исполнения поддерживал руководитель хора культурного центра Ереванского государственного университета Рубен Карасеферян. Пели мы в основном по словесным текстам, но к духовным песнопениям прилагались и нотные партитуры, причём были они 2-х-4-хголосные, и я пробовала петь не только верхний голос, который все знали и без нот, но и нижние.
Карен Саргсян не только умело руководил хором, регулировал дыхание, объяснял значения некоторых музыкальных терминов, но и мог разнообразить наши занятия интересными историями из жизни и творческой карьеры тех армянских музыкантов и композиторов, чьи песни мы разучивали, а также поделиться своими взглядами о музыке. Например, в Ереванской консерватории им. Комитаса уже исполнителей на дхоле не причисляют к народно-профессиональным музыкантам. Армяне издавна славятся своей музыкальностью и любовью к музыке, чувством ритма и интонации, поэтому на дхоле может играть каждый второй армянин. И то, что у белорусов может называться талантом, у армян – только одаренность.
Надежда ТУЛИНОВА
фото автора