Чиновничий страх перед международными фондами лишает страну денег
Белорусская экономическая модель отпугивает иностранных инвесторов, однако существуют институты и фонды, готовые вкладываться в Беларусь даже в нынешних условиях. Правда, препятствия им на пути создают сами белорусские чиновники.
Белорусское правительство уже давно ставит себе задачи по привлечению иностранных инвестиций – ведь это способ пополнить страну валютой и улучшить платежный баланс. К сожалению, Государственная программа по привлечению ПИИ до 2015 уже провалена, а за первое полугодие нынешнего года объем вложений из-за рубежа сократился на 30%. Сейчас правительство разрабатывает стратегию привлечения инвестиций на следующую пятилетку.
Будет ли она более эффективной, чем предыдущая, во многом зависит от того, сможет ли Беларусь устранить те барьеры в экономике, которые отпугивают иностранных инвесторов. О них напомнили на конференции, организованной Национальным агентством инвестиций и приватизации, которая прошла на минувшей неделе.
По словам экспертов, барьером является отсутствие должной правовой защиты иностранных инвесторов, а также излишняя зарегулированность бизнеса, когда государство всегда может найти причину, чтобы лишить инвестора лицензии или применить другие санкции. Упоминалась также дороговизна кредитов, которая не позволяет реализовывать у нас многие проекты, а также другие проблемы.
Однако данные вопросы без серьезных структурных преобразований не решить. Реформы же - дело долгое и вилами по воде писанное.
А потому директор Инвестиционной компании ЮНИТЕР Роман Осипов предложил обсудить те решения, которые могли бы увеличить приток инвестиций в нашу страну уже сейчас – без изменения экономической модели.
Запад готов вкладываться в экологию
По словам эксперта, последние два года наблюдается повышенный интерес западных фондов и финансовых институтов к экологическим проектам в Беларуси. Особенно в этом отношении активны Финляндия, Швеции и страны Балтийского бассейна.
«Связано это с тем, как я вижу, что до сих пор Беларусь не уделяла значительного внимания экологическим проблемам, которые нарастают и влияют на страны-соседи, на Балтийское море. Половина территории Беларуси – это водосток в Балтийское море, - сказал специалист. -- Там уже все, что могли, почистили. В Финляндии, например, большущий фонд окружающей среды. Получается, они чистят, а от нас стоки растут. Что делать – приходится помогать Беларуси, что хорошо и важно для нас».
Роман Осипов отметил, что часть финансирования по подобным проектам выделяется в виде грантов – по ним не нужно выплачивать проценты. «И это не 10-20 тысяч, а миллионы евро».
Другая часть финансирования предлагается под ставки, которые действуют на Западе, – это 2-3% годовых лет на 25. «Кто еще в мире даст Беларуси деньги под такие проценты?» - задал риторический вопрос эксперт.
Так, например, Северный инвестиционный банк (NIB) выделил 25 млн евро на совершенствование коммунальных услуг в Витебске, Барановичах, Слониме, Гродно и Бресте. NEFCO – 9,43 млн евро на повышение энергоэффективности в частном секторе.
В нашей стране совместно с IFC реализуется проект реконструкции очистных сооружений, задействовано пять водоканалов в разных городах, сумма финансирования - более 50-60 млн евро. «В Беларуси впервые проводятся такие масштабные реконструкции очистных сооружений. К тому же, это возможность и для белорусских подрядных организаций».
К сожалению, такие возможности наше государство использует неохотно. «Надо же проявлять инициативу, подбрасывать проекты, формировать списки, более активно общаться с фондами. У нас почему-то двигают это все они, а не мы», - отметил представитель ЮНИТЕР.
Чиновники саботируют проекты международных фондов развития
Похожая история - с проектами от таких международных институтов, как ЕБРР и МФК. Сейчас их внимание повернулось к Беларуси. «Почему – понятно, - объясняет Роман Осипов. -- ЕБРР - это бюрократическая структура, созданная, чтобы способствовать переходу стран с трансформационной экономикой в рыночную. После падения Берлинской стены все страны на Западе уже перешли – и Польша, и Балтия. ЕБРР фактически делать нечего – остались Беларусь, Россия и Украина».
При этом Беларусь на фоне стран соседок выглядит «островком стабильности» - поэтому международные организации охотнее работают с нами.
К сожалению, белорусское государство здесь также проявляет пассивность, хотя условия финансирования от ЕБРР и МФК довольно привлекательны.
«Чиновник в Беларуси из-за нежелания работать пишет бумагу: не надо нам ваших ЕБРРов. То есть саботирует проект, - сказал эксперт. – У нас за это не наказывают, хотя это означает, что он вместо того чтобы привлечь финансирование под 6% годовых, привлек под 10%. То есть минус 4% годовых, умножить на 10 миллионов – получается, нанес ущерб в 500 тысяч долларов в год. Этого никто не считает».
Технологии вместе с деньгами
Иностранным инвесторам были бы интересны те проекты, по которым есть потенциал экспорта. Представитель ЮНИТЕР заметил, что экспорт продуктов деревообработки, фармацевтики и других отраслей можно было бы нарастить, привлекая вместе с иностранными инвестициями зарубежные технологии.
«У нас почему-то крупные производители фармацевтические заняты импортозамещением, не думая об экспорте. У государства задача основная - как бы поставить побольше барьеров, чтобы сюда не возили, а мы будем штопать лекарства 30-летней давности. Когда можно было бы на базе имеющихся мощностей вложиться в технологии», - сказал специалист.