Как воспитать компанию, лояльную к сотрудникам
фото: alogol.uol.ua
Много говорят о том, воспитывается лояльность сотрудников. А теперь поговорим о противоположной стороне – о лояльности самой компании к сотрудникам, и о том, за счет чего она достигается. А рецепт на самом деле очень прост.
1. Не врать. Это самое главное и первое правило. Как правило, компаниям не нравится, когда кандидат на собеседовании обманывает их, превознося себя до небес, а после приема на работу оказываясь далеко не таким великолепным. Почему же компании не задумываются, что работникам это тоже не нравится? Не надо врать. Не надо обещать не ту зарплату, которую готовы платить. Не надо умалчивать о «дополнительных» функциях, которые по факту представляют собой совмещение двух должностей. Не надо врать про график работы, который на деле пролонгируется до бесконечности. Не надо врать про гарантии, которые в итоге никто не предоставляет. Просто не врите. Если на те условия, которые предлагает компания, нет желающих, значит, эти условия надо реально пересмотреть, а не «ой, припиши там нолик к зарплате, потом за штрафы спишем, как нам захочется» и «давайте должность секретарши назовем зам.директора, тогда повалят!» Если найдется идиот, который не поймет после трудоустройства, что его обманули, то в любом случае качество работы такого сотрудника будет… как у идиота. А хорошие работники не задержатся.
2. Соблюдать законодательство. Сейчас официальное трудоустройство и белая зарплата с выплатой всех взносов считаются манной небесной. Уже одного этого достаточно, чтобы сотрудники были лояльны и доверяли работодателю. Тут есть и другие плюсы для компаний: не надо бояться проверок, законодательство соблюдено, штрафов не будет; не надо дрожать, если работник решил пойти в суд – суд всегда встанет на сторону работодателя, и любители посудиться останутся ни с чем; с работников можно спрашивать по всей строгости – компания свои обязанности соблюла, значит, работники тоже обязаны соблюдать, и пересудов по поводу нечестного руководства будет меньше.
3. Не навязывать корпоративную культуру. Это новая мода, как раз призванная воспитывать лояльность в сотрудниках, а работающая как раз наоборот. В ней две составляющих – всякие мероприятия, призванные воодушевлять и способствовать сплочению коллектива, и привитие «ценностей компании».
3.1. В любом коллективе, сформированном не стихийно по общим интересам, а для выполнения рабочих целей, всегда будут те, кто не против «потусить», и те, кто тусить не хочет, а предпочитает общение с людьми из другого круга. Навязываемые мероприятия второй категории работников, как говорится, никуда не упирались. Никто не обязан в принудительном порядке дружить с коллегами по работе. Мы просто выполняем работу в одной компании – и все. Мы можем быть разными по интересам, вкусам, мировоззрению, убеждениям, вероисповеданию. И совместные посиделки, особенно при несоблюдении таких правил, не способствуют сплочения, а скорее наоборот – вносят раскол. Необщительные все мероприятие маются от дискомфорта, а тусовщики обижаются, что те им настроение портят своими постными рожами – «все ведь для вас!» Лучше эти мероприятия делать добровольными и среди добровольцев. Тогда все будут довольны – могу гарантировать.
3.2. У любого взрослого человека уже есть своя система сформировавшихся ценностей, и лезть со своим уставом в чужой монастырь весьма рискованно. Если ценности компании не вписываются в систему ценностей человека – да хоть тресни, они и не впишутся. И чем агрессивнее компания навязывает свои ценности, тем больше она напоминает секту, и тем дальше от нее будут держаться адекватные люди. Ну, возможно, кому-то комфортно в окружении таких же сумасшедших, как и он, но как это отразится на эффективности работы? Как бы на меня ни обижались «крупные, прогрессивные» компании и корпорации, но в массе их эффективность будет невысока. Существование обеспечивается только за счет текучки кадров и дефицита другой работы. Точнее так – дефицита непыльной работы, из-за чего в эти корпорации идут всякие сомнительные элементы.
4. Помнить про личное время и личную жизнь работников. Этот пункт специально выношу отдельно, хотя его можно включить в другие. Гуру всяких методик управления и т.п. часто говорят «уважать сотрудника, видеть в нем личность», я выражусь проще – нужно помнить, что работник, какой бы он ни был подчиненный, тоже человек, у которого есть свои интересы, увлечения, семья, желания. Никакой самый начальственный начальник, ни одна самая дружная и раскорпоративная компания не вправе его этого лишать. Именно для этого трудовым правом установлен график работы, продолжительность рабочего дня, порядок и случаи привлечения к сверхурочной работе и вызова в выходные. Помимо этого есть понятия планирования и нормирования труда, которые нужны для того, чтобы работник справлялся со своей работой в рамках отведенного времени. И те самые корпоративные мероприятия за рамками рабочего дня никто не обязан посещать.
Вот нехитрый и грубый подсчет. В сутках 24 часа. В среднем, на сон тратится 8 часов. Остается 16. 8 часов – стандартный рабочий день. Остается 8. Но рабочий день – это еще и обед, он в среднем длится час. Остается 7. До работы нужно еще добраться, не будем рассматривать трэш, возьмем тоже среднее – час туда, час обратно. Остается 5. 5 часов мы проводим в будни дома. До работы еще надо собраться, привести себя в порядок – это еще минус час. Остается 4. После работы – приготовить пожрать, убраться, пожрать, помыть посуду (если других дел еще нет). Отнимает еще (минимум) час. Остается 3. Час понадобится на личные гигиенические процедуры. Итого: при работе по стандартному рабочему дню в будни у нас есть максимум 2 часа для общения с родными и близкими, личных увлечений, отдыха и т.п. Негусто.
Когда начальство осеняет идея задержать работника после работы, нагрузить его так, что ему приходится задерживаться или работать дома, вызвать его в выходной – оно лишает сотрудника личного времени. Работа дает средства для жизни, но нужны ли эти средства, если самой жизни нет? И это промолчим, что в состоянии постоянных перегрузок человек, в конце концов, просто устает и начинает работать хуже.
Вот они – нехитрые правила, которые нужны для того, чтобы получить в обратку доверие и лояльность сотрудников. В них нет ничего сверъестественного, ничего противозаконного, нет требований дополнительных плюшек. Это просто здравый смысл. Почему у большинства работодателей и даже начальников-наймитов его нет?