Сергей Варивода:Продажи новых автомобилей в России третий год падают. В Беларуси – неудержимо растут
В 2013-2015гг. продажи новых автомобилей в России сократятся на 47%, а в Беларуси вырастут в 2,5 раза. При этом у нас ниже зарплаты и выше ставки по кредитам.
Не экономика, а сплошное поле чудес. И всегда есть повод для гордости. Причем все равно за что. Вчера гордились доходами населения, а сегодня в самую пору порадоваться за расходы.
Экономика валится, доходы населения падают, а продажи новых иномарок растут! Отечественная пресса уже умудрилась причислить отечественных автодилеров к бенефициарам нынешнего кризиса. Жируют «вшивые блохи» на народном теле!
Пошарить по карманам отечественных автодилеров позволю себе в одной из следующих публикаций. А пока давайте разберемся с расходами граждан. Сейчас это модно, поинтересоваться где взял и сколько купил.
Я не инспектор ИМНС, поэтому рискну сам поковыряться в недавнем прошлом и нынешних покупках соотечественников.
По итогам 2013 года продажи новых легковых автомобилей в России на одну тысячу населения составляли 15 штук, в Казахстане -10, нестабильной Украине -5, а в стабильной Беларуси – менее 3! Ну так многие годы у нас был организован рынок. Слишком многие интересанты были вовлечены прямо или косвенно в процесс создания автомобильной «страны «бэу».
И вот грянул новогодний гром 2015-го. Белорусский мужик перекрестился и отважился впервые в жизни купить стремительно подешевевшую вместе с российском-белорусскими рублями новую иномарку.
Действительно рынок продаж новых легковых автомобилей в Беларуси только за январь-август текущего года вырос на 62%. И так же действительно, что при этом в 5 раз рухнул ввоз «бэу» иномарок физическими лицами из-за пределов Таможенного союза. Ведь средняя таможенная стоимость (без учета таможенной пошлины и утилизационного сбора) на ввезенную гражданами иномарку в этом году составила около 7,5 тысяч долларов, что более чем сопоставимо на текущие цены на новые бюджетные седаны российской сборки.
В целом же импорт легковых автомобилей в страну в январе-августе 2015 года снизился как в штуках (на 2,3%), так и в валюте (на 10,2%) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Так что все по Ломоносову: «ежели в одном месте чего убавится, то в другом столько же и присовокупится».
Итак, вывод первый. Роста авторынка нет. Ни в деньгах, ни в штуках. Есть лишь переток покупателей из одних сегментов рынка в другие. В первую очередь, из сегмента «бэу» автомобилей в сегмент автомобилей новых. При этом белорусский автомобильный рынок начинает обретать черты цивилизованного рынка развивающейся страны, а не продолжать оставаться страной second hand третьего мира.
Очевидно, что праздник для покупателей организован за счет производителей российских иномарок. Именно они, проклиная тот день, когда решили инвестировать в рынок, способный падать в разы, вынужденно держат цены на заведомо убыточном уровне. Такая щедрость привела к небывалому росту импорта автомобилей из России. Относительно соответствующего периода прошлого года он вырос в 1,87 раза, включая новые и «бэу». В продажах дилеров Белорусской автомобильной ассоциации за этот же период времени доля продаж автомобилей, произведенных в России, выросла с 50% до 80%.
Вывод второй: автомобильный рынок Беларуси – рынок продаж продукции российских автопроизводителей.
К сожалению, внутренний рынок Беларуси уже давно стал торговым прилавком российских автосалонов. По данным Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) разница в продажах и постановке на учет новых «легковушек» в этом году уже составила 171 703 ед. РОАД открыто признает, что эта разница уехала, в первую очередь, в Казахстан и Беларусь.
По данным БАА доля «неорганизованного» ввоза новых автомобилей составляет около 45%. Представляю, что бы сказал Минторг, если бы 45% российской колбасы белорусам продавали российские же торговые сети.
Отсюда, третье. Весь прирост внутреннего спроса на новые легковые автомобили обеспечен предложением российских торгующих организаций, а не белорусских производителей и дилеров. Кстати, вскоре к ним присоединятся и казахские коллеги, если наши власти никак не отреагируют на существенное снижение пошлин при присоединении Казахстана к ВТО.
Теперь немножко о деньгах и чуть-чуть прогнозов. И будет нормальный материал!
Так вот, белорусскому автомобильному чуду приходит конец. «Стабилизец», как говорят в народе. Потому как цены в «у.е.» уже не падают. А в рублях они выросли на российском рынке с начала года уже на 25%. Обыватель спросит, а причем тут рынок российский? Так вот а притом, что даже те, кто не торгует российскими иномарками, продают иномарки, поставляемые из России. В лоне Евразийского союза функции дистрибуции медленно, но верно, переходят к российским импортерам. Вот такая вот загогулина…
Вывод четвертый. Потенциал роста рынка новых легковых автомобилей, основанный на демпинговых ценах из России, исчерпан. Восстановление роста авторынка возможно лишь на основе возобновления роста реальных доходов населения и снижения процентных ставок.
Ну и чуть-чуть про деньги. Обещал же…
Так вот, если по данным РОАД 22% дилеров России работает с убытками, то в Беларуси «все хорошо». То есть большинство белорусских автодилеров в этом году являются глубоко убыточными компаниями, но мы это никому не покажем. Для этих целей у нас есть Указ Президента от 27.02.2015г. № 103, а потерянные деньги от двух девальваций в этом году можно тщательно припрятать от посторонних глаз. Денег это не прибавит, но картинка получается благополучная.
Следует отметить, что белорусский автомобильный рынок гораздо более монополизирован, чем российский. По данным РОАД первая десятка дилерских холдингов России продает 21 % всех новых автомобилей. У нас же первая десятка дилеров БАА (я уже не говорю про холдинги) покрывает авторынок, как бык овцу. 90% новых автомобилей покупатели выкатывают из их автосалонов.
Конечно, это уже не те «Туареги» и «Крузаки», которые грели душу в давние времена. Нынче в моде автомобили «за десятку». Как говорил известный юморист: «раки вчера были по пять, но большие, а сегодня по три, но маленькие».
Отсюда, пятое. Для подавляющего большинства белорусских автодилеров фантастический по объему рынок новых автомобилей не принес желаемых финансовых результатов.
Скелеты еще в шкафах, господа присяжные…