Беларусь теряет внутренний рынок
За последние пять лет доля отечественных непродовольственных товаров на внутреннем рынке Беларуси сократилась с 65,4% до 51%. В погоне за экспортом мы просто теряем внутренний рынок, что негативно сказывается на экономике страны, считают эксперты.
Как показал опрос, проведенный Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского, 79,6% представителей белорусского бизнеса негативно относятся к тому, что Беларусь отдает свой внутренний рынок импорту, когда сама могла бы насыщать его качественными товарами. При этом на первое место среди причин потери внутреннего рынка бизнес ставит снижение конкурентоспособности белорусских товаров. За этой причиной с большим отрывом следуют тенденции глобализации и приоритет интересов потребителей. Все остальные факторы столь незначительны, что практически не могут влиять на текущую ситуацию.
Как заявил почетный председатель правления БСПН им.М.С.Кунявского Георгий Бадей, представляя итоги исследования, бизнес называет три основные причины, по которым белорусские товары проигрывают импортным конкурентную борьбу. Это более низкие потребительские качества белорусских товаров, более высокие цены, отсутствие известных брендов и слабая реклама. Устранение даже одной из этих основополагающих причин уже могло бы серьезно изменить ситуацию на внутреннем рынке, однако правительство слишком занято продвижением экспорта и мало уделяет вниманию внутреннему рынку, считает белорусский бизнес. Например, правительство предлагает различные льготные кредиты для россиян на покупки белорусских товаров, при этом внутри Беларуси почему-то никто даже не думает о таком стимулировании спроса. Банки оправдываются тем, что они просто выдают кредиты на потребительские нужны, а клиенты уже сами решают, что покупать. И покупают в основном импорт. Как считает белорусский бизнес, неплохо было бы на правительственном уровне принять решение по стимулированию внутреннего спроса через льготные кредиты.
Куда более серьезную проблему представляет из себя низкое качество белорусских товаров. По мнению самих бизнесменов, это происходит потому, что даже несмотря на масштабную модернизацию технический уровень производства в стране серьезно уступает импортному, не говоря уже о качестве сырья, материалов и комплектующих.
Цена белорусских товаров в магазинах также играет немаловажную роль в конкурентной борьбе. Сейчас эта цена выше импортных аналогов, даже несмотря на таможенные пошлины. По мнению белорусского бизнеса, высокая и неконкурентная цена белорусских товаров складывается из больших материальных затрат на приобретение импортных комплектующих и сырья, большие издержки по заработной плате, включая социальное страхование, и высокие издержки при реализации товара, связанные с высокой стоимостью торговых площадей, необходимостью авансовых налоговых платежей (НДС по отгрузке), ростом дебиторской задолженности.
"Мы просто не можем пробиться на наши рынки, в наши торговые сети", - заявил Георгий Бадей. При этом даже если белорусский производитель пробьется в сети, то получит деньги за свой товар лишь через несколько месяцев после реализации, когда они уже значительно обесценятся. В результате, если подсчитать реальный размер НДС, с учетом авансового платежа и инфляционных процессов, то с итоговой суммы он составит значительно больше, чем 20%.
По словам эксперта, у белорусского бизнеса вызывает истинное недоумение, не только размер белорусского НДС, который выше, чем в соседних странах, но еще его взимание авансом и даже с затрат на закупку сырья, когда до производства продукции и тем более до ее реализации очень и очень далеко. При этом складывается парадоксальная для экономики страны ситуация, когда в госбюджете профицит, а у предприятий, напротив, острый дефицит средств. Бизнес вынужден под огромные проценты брать кредиты, причем не на развитие производства, а чтобы покрыть текущие расходы, в том числе и заплатить авансовые платежи в бюджет. Все это очень серьезно влияет на конечную цену белорусской продукции и на ее конкурентные преимущества.
Недостаточность рекламы белорусских товаров также влияет на потерю внутреннего рынка. Однако эта причина вытекает из вышестоящей. Нищие предприятия, большинство которых сегодня просто не имеют оборотных средств, просто не могут позволить себе солидную рекламную кампанию.
По мнению белорусского бизнеса, сегодня без кардинального изменения некоторых базовых условий функционирования экономики, изменить существующее положение предприятий невозможно. В первую очередь нужно улучшить деловую среду и инвестиционный климат и не какими-то декларативными мерами, а реальными действиями.
"Нужно ввести мораторий на принятие нормативных актов, ухудшающих условия деятельности коммерческих организаций. Это, кстати, сказано и в предвыборной программе нового-старого президента. Но, он то сказал, но наши министерства и ведомства готовят свои предложения и они уже рассматриваются. В том числе, как урезать применение УСН, как дополнительно обложить предприятие через изменение подходов к налогу на недвижимость и т.д. и т.п. Тенденция: как потуже закрутить гайки и как дополнительно что-то выжать из предприятий для бюджета - она сегодня присутствует в планах наших министерств и ведомств", - заявил Георгий Бадей.
Также, по мнению бизнеса, следует разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Беларуси, учитывающий долгосрочный характер турбулентности мировых финансовых рынков. Сейчас же вся наша стратегия рассчитана на то, что вот завтра цена на нефть возродится, Россия окрепнет и мы опять заживем хорошо.
Не удастся вернуть свой внутренний рынок и без мощной рекламной с кампании белорусских товаров. Здесь тоже необходимо разработать грамотную долгосрочную стратегию, так как до сих ничего более путного кроме "Купляйце беларускае" в стране не придумали.
Белорусский бизнес считает, что вернуть внутренний рынок можно даже без жестких заградительных мер импорту. Нужно просто сделать так, чтобы условия деятельности белорусских предприятий были бы если не лучше, то хотя бы не хуже, чем в соседних странах. Для этого надо отказаться от правительственных заданий по экспорту, который часто осуществляется даже в убыток, когда прибыльно можно было бы продать внутри страны. Снизить НДС, а еще лучше взимать его с реально полученных денег. Само собой, стоимость денег в стране также нужно снижать, для чего искать дешевые заемные ресурсы, а не использовать депозиты населения.
Как отмечают эксперты, если рассчитать деятельность наших предприятий в нормальных экономических условиях, то окажется, что большинство из них могут работать с рентабельностью в 200-300%. Потенциал у белорусских производителей по-прежнему еще есть, им только нужно дать возможность его реализовать.