Научите меня жить, или что такое лайф-коучинг
фото: brainity.moscow
Лайф-коучинг давно пользуется популярность в Америке — Harward Business Review еще в 2004 году оценивал рынок этих услуг в 1 млрд долларов.
К коучам обращаются кинозвезды, руководители крупных корпораций и обычные люди. В последнее время он завоевывает популярность и на постсоветском пространстве. ель коучинга — «стимулировать мышление и творчество клиентов, вдохновлять их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала». Такое определение дает этой системе Международная федерация коучинга.
«РБК Стиль» разбирался, какое содержание кроется за этими красивыми словами.
С чем идти к лайф-коучу
Семейные отношения, отношения с окружающими, карьера — лайф-коучи занимаются сопровождением своих клиентов в решении всех этих вопросов. Зачастую один и тот же специалист может заниматься консультированием по вопросам и делового, и личного характера.
Лайф-коучинг — не психотерапия
Хотя у них немало общего. Например, и психотерапевт и лайф-коуч, общаясь с клиентом, обязательно принимают во внимание их опыт прошлого. Но все же есть принципиальное отличие в том, с кем работают эти специалисты. Психотерапевт работает с травмами, неврозами и болезненными состояниями. Коуч работает со здоровыми людьми, которые хотят быть более успешными.
Лайф-коучинг — это не на годы
В отличие от психотерапии, которая может длиться годами и даже десятилетиями, коучинг — это всегда довольно кратковременный проект.
Эффективность должна быть видна уже через несколько месяцев, а иногда в результате одной или нескольких сессий. Считается неправильным продолжать коучинг-проект более двух лет, так как это может быть признаком потенциальной зависимости клиента от коуча.
Есть риск, что клиент впадет в зависимость от коуча и будет ходить к нему по любому поводу, чтобы посоветоваться. Но предотвратить такой риск стараются сами специалисты.
Правильно формулируйте запрос
Главное, что требует «тренер жизни» от своего клиента — его активная позиция в решении своих проблем. «Обычно клиенты приходят ко мне с формулировками «я запутался в своей жизни», «я что-то делаю не так», — говорит тренер Сабина Кулиева. — И на первой же сессии мы уточняем его запрос, что же именно человек хочет изменить. «Со мной что-то не так» — это жалоба, а не постановка задачи на коучинг. Верный запрос, над которым можно работать: «Что я могу предпринять, чтобы мои отношения со значимым человеком стали лучше?». То есть формулировка должна быть утвердительной, цель должна зависеть от самого человека».
«Отсутствие должной мотивации у клиента — частая причина отрицательного результата, — соглашается бизнес-коуч Анна Урнова. — Такой клиент ждет от коуча, что тот или совершит изменения за него, или научит сверхлегкому и эффективному приему решать все проблемы. Такие ожидания, конечно, нереалистичны, ведь любые изменения поведения требуют от человека усилий. Задача коуча в этом случае — помочь найти клиенту внутреннюю мотивацию для изменений. Или остановить работу».