Цены на новые автомобили поползли вверх
Второе ценовое дно за год пройдено. Хотя российский рубль после падения дорожает, автопроизводители и дилеры планируют повышение цен
Очередная девальвация белорусского рубля спровоцировала новую волну набегов напуганных держателей больших и маленьких сбережений в дилерские автосалоны. Это, конечно, не первая волна потребительского цунами конца прошлого года, но тоже кое-что.
Наиболее активные и «упакованные наличкой» граждане, конечно же, бросились на ближайший паровоз до Питера, Смоленска или Москвы, так что цифры «неорганизованного ввоза», читай вывоза валюты, в августе станут неприятным сюрпризом и для властей, и для официальных дилеров.
Впрочем, и дилеры, торгующие автомобилями, ввозимыми из России и за российские же рубли, не остались внакладе. Очереди за Рено – это не рекламный трюк. Это горькая правда. Для дилеров других марок. Похоже, марка Рено в августе 2015-го установит рекорд дилерских продаж, превзойти который удастся не скоро.
Вторая за последний год волна потребительского спроса явно продемонстрировала, что население выдохлось. И поняло, что кризис – это всерьез и надолго, а автомобиль на хлеб не намажешь.
Белорусы стали рациональнее в выборе и аккуратнее в тратах на крупные покупки. Несмотря на то, что рынок 2015 года едва не дотягивает до рекордных показателей года предыдущего, повода для особой радости у дилеров нет.
Если в докризисном 2008 году самой популярной новой иномаркой был Фольксваген Туарег, то нынче ¾ продаж автодилеры делают на автомобилях стоимостью «меньше десятки». Если же на дилерском стоке дешевых автомобилей из России нет, то и реальных продаж нет. Современный автомобильный рынок Беларуси – это рынок сбыта российских автомобилей.
Поэтому и уровень цен на белорусском авторынке целиком и полностью зависит от происходящего на рынке соседней страны. Перманентные обвалы цен на автомобили в России практически полностью ликвидировали прямые каналы поставок белорусскими дилерами автомобилей из-за пределов Таможенного союза.
Удержаться на плаву смогут лишь прямые импортеры премиальных марок, чей потребитель менее склонен к поездкам «за-ради экономии» в соседнюю страну и для которого кризис – ну не совсем и кризис. И, конечно же, поддержку премиальным и отдельным массовым брендам создают корпоративные покупки, которые редко осуществляются напрямую из российских автосалонов.
По моим оценкам, ценовое дно на рынке по большинству марок автомобилей в августе будет пройдено. Причем как в белорусских рублях, так и в российских. Непредсказуемые скачки курса белорусского рубля могут в моменте создать сиюминутную выгоду при оценке автомобиля в свободно-конвертируемой валюте, но это не в счет.
Основными внутренними факторами повышения цен являются редеющие склады дилеров наиболее популярных марок, рост курса российского рубля, стремление дилеров компенсировать потери от очередной девальвации.
Основной внешний фактор повышения цен – инфляция на российском автомобильном рынке. Новая реальность с новыми курсами требует медленного, с оглядкой на конкурентов, но неуклонного повышения цен.
Часть российских автопроизводителей, включая УАЗ, Ford, Suzuki, Peugeot, Citroen уже известили своих дилеров. Остальные примут решение в течение ближайших дней.
Похоже, терпение лопнуло, а надежды на скорое восстановление рынка испарились. Сложно сказать, каков уровень рентабельности сегодняшнего производства российских иномарок, но доподлинно известно, что цены на ввезенные в 2014 году из-за пределов Таможенного союза легковые автомобили до сих пор формируются по курсу 40-45 российских рублей к доллару США.
Судьба не имеющих собственной сборки в Таможенном союзе брендов не предсказуема. Думаю, мы еще услышим заявления об уходе той или иной марки с автомобильного рынка.
Поживем-увидим. Цыплят по осени считают…