Кремниевая долина может съесть себя изнутри
фото: siliconrus.com
Острая нехватка удобного жилья, низкий уровень образования, социальная безответственность резидентов вызывают острую критику Кремниевой долины. Калифорния начинает проигрывать Техасу и Сиэтлу в конкурентной гонке.
Эксперт РБК Рената Ахунова проанализировала проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвестиционному региону. Уже сегодня Кремниевая долина все чаще становится объектом критики для представителей общества из других регионов США. В то же время в самом кластере назревает острая нехватка жилья и образованного населения.
«Центр тяжести» на западном берегу
Несколько дней назад журнал The Economist опубликовал крайне негативное эссе о Кремниевой долине и ее типичных представителях, обвинив их в высокомерии, эгоизме, а также в крайней изоляции от реальности всех остальных регионов США.
Спусковым крючком нелюбви к долине послужил бурный рост экономики коллективного потребления (sharing economy). Из-за таких компаний, как Uber, Homejoy и Airbnb не только начали снижаться прибыли консервативных игроков данных индустрий, но и люди, работающие на последних, стали терять работу. Это не могло не вызвать всеобщего недовольства.
По мнению автора статьи, реформаторы Кремниевой долины «должны получать лицензию от общества для реализации своих проектов» и должны быть частью того рынка, на котором работают, а не диктовать ему свои условия. Конечно, выглядит это все как зависть стартапера-неудачника, но понятно, что у «сильных мира сего» имеются свои претензии к «империи гиков».
Финансовым тяжеловесам старого толка также приходится адаптироваться к новым условиям. Во-первых, где это видано, чтобы компания на пару человек превращалась в «миллиардного единорога» на мировой бирже? Во-вторых, руководители крупнейших инвестбанков признают, что первенство в притяжении мозгов сегодня им уже не принадлежит. Конечно, Уолл-Стрит нельзя совсем уж снимать со счетов (простите за тавтологию), поскольку большие деньги компаний в Кремниевой долине делаются как раз умниками из Нью-Йорка. Но если раньше Уолл-Стрит был силой притяжения амбициозных людей, то теперь это — Северная Калифорния.
Последним и самым сильным раздражителем является то, что Кремниевая долина успешнее, чем вся Северная Америка в среднем. Затраты на ведение бизнеса в Долине на 19% выше среднего по США, однако ВВП на одного ее жителя выше среднего по стране на целых 62%. При этом, суммарная стоимость только технологических компаний Северной Калифорнии составляет более 3 триллионов долларов.
Но это все — вид извне. На деле территориальное развитие в Кремниевой долине происходит пока весьма однобоко: увлекаясь созданием новых продуктов и рынков, все забывают о социально-экономическом развитии региона.
Кампусы вместо офисов
Одним из заслуженных поводов для критики становится рынок недвижимости Долины, на котором наблюдается неслыханный доселе бум. Несмотря на то, что средняя заработная плата в Кремниевой долине в два раза выше средней по США и составляет примерно 100 000 долларов в год, мало кто может позволить себе приобрести здесь жилье. Категория «приличный маленький домик или квартира в дешевом районе менее чем за 500 000 долларов» просто не существует. А аренда приемлемого качества двухкомнатной квартиры или дома составит около 3 000 долларов в месяц.
Именно недвижимость является одной из основных проблем стратегического развития Кремниевой долины. Несмотря на высокую стоимость ее аренды и продажи, спрос на жилье огромен. Компании Кремниевой долины активно привлекают сотрудников из других регионов США и стран, однако многие уже говорят о том, что ресурсы жилья в регионе скоро могут быть исчерпаны. Основным работодателям Северной Калифорнии придется строить жилые кампусы вместо роскошных офисов, еще и потому, что время в пути из дома по доступной цене в офис и обратно может составлять до четырех часов в день. Это повышает уровень стресса работников.
Американцы в алгебре не сильны
Другой стратегической проблемой Кремниевой долины является снижение качества образования. Несмотря на то, что сами предприниматели и инвесторы прекрасно понимают проблемы приближающегося бума безработицы, а с другой стороны — высокую потребность в специалистах совсем новых специальностей, ни школы, ни университеты Калифорнии не торопятся менять набор своих предметов и вводить новые специализации. Лишь 54% выпускников 8-ого класса сдают экзамен по алгебре, а по количеству ученых степеней в научных, технологических, инженерных и математических дисциплинах (STEM) на 10000 человек населения Кремниевая долина уступает таким городам, как Бостон и Остин. Другие технологические центры США — Нью-Йорк и Сиэтл — активно догоняют Кремниевую долину по количеству подтвержденных ученых степеней, показывая динамику роста выше в два раза.
Складывается впечатление, что Кремниевая долина «расслабилась» в вопросах образования и не жаждет развивать молодое населения штата. Хотя, имея Стэнфорд, могла бы подсуетиться.
Причины могут быть разные, но главная в том, что большая половина ученых и инженеров в Долине (56%) были рождены за пределами США. И чуть менее половины всех стартапов были основаны иммигрантами. Это данные 2013 года, но можно предположить, что сегодня этот процент еще выше.
Население Кремниевой долины, как и Нью-Йорка, растет исключительно за счет иностранных мигрантов, в то время как, прирост новых резидентов в городах Остин и Сиэтл идет, в основном, за счет миграции внутри США. Соответственно, население Кремниевой долины является и воспринимается муниципальными властями как «неродное», что фактически правда. Но совершенно не радужно для развития детей и подростков, родившихся здесь или приехавших в детском возрасте.
Anywhere but California
Америка — высококонкурентный рынок не только для коммерческих компаний, но и для государственных и муниципальных субъектов. Как только одна из агломераций становится олигархической, какой сегодня является Кремниевая долина, другие агломерации тут же начинают прикладывать усилия для собственного роста и развития. И у некоторых получается очень успешно. Остин и Сиэтл предлагают множество преимуществ своим резидентам. Поэтому как сами американцы, так и иммигранты, активно перемещаются в более комфортные, чем Кремниевая долина и Нью-Йорк, регионы.
В американском бизнес-сообществе даже появились шуточные аббревиатуры: ABC — Anywhere but California (Где угодно, но не в Калифорнии) и GTT — Gone To Texas (Переехал в Техас).
Конечно, венчурный капитал сосредоточен исключительно в Долине, поэтому, сохраняя этот статус-кво, она будет и дальше являться центром притяжения новых компаний и тех, кто находится на стадии роста или расширяет свое влияние. Однако тенденция перебираться в другие, более дружественные регионы США очевидна.
Если предприниматели, которые сделали Кремниевую долину тем, что она есть сейчас, не приложат усилий, она съест себя изнутри. И как только централизация венчурного капитала ослабнет, а консервативная привычка Sand Hill Road (знаменитой улицы инвесторов) инвестировать в компании в соседнем офисе изживет себя, в Кремниевой долине останется очень мало поводов для жизни в текущих условиях.