Литовский эксперт о проекте владельцев «Евроопта»: Организация работы была плохая, белорусская
фото: veidas.lt
Сворачивание сети магазинов Fresh market в Литве прокомментировали представители местного розничного бизнеса. По мнению большинства, проект погубили большие амбиции, отсутствие четкой стратегии и низкий уровень организации работы.
О том, почему закрывается сеть магазинов Fresh market в Литве, организованная создателями белорусского ритейлера "Евроопт", высказались другие участники рынка.
Гендиректор компании Rivona, владелец группы предприятий Norfа Дайнюс Дундулис рассказал DELFI, почему он скептически оценивал нового конкурента. «Я работаю в торговле более 20 лет, езжу в разные страны и наблюдаю, как она осуществляется. Когда на рынок приходит новый игрок, он должен иметь либо технологическое преимущество, либо лучшую организацию работы, либо более эффективную цепь поставки и пр. Как только они пришли на рынок, я уже тогда говорил, что не верю в этот проект», - сказал Дундулис.
По его словам, если примитивно оценивать модель торговли, суть проста: товар покупается и продается с наценкой. «Купить товар просто, но чем дешевле купишь, тем меньше будет маржа, а продать на рынке дороже, чем предлагается, невозможно. Когда приходит новый игрок, его покупательная способность маленькая, а поставщики предоставляют скидки в зависимости от количеств. Соответственно, доходы ниже», - сказал Дундулис.
Еще хуже ситуация, по его мнению, была с расходами. «По моим сведениям, торговая сеть брала в аренду магазины дороже, чем предлагается на рынке, не знаю, почему. (…) Система организации работы также была плохая, белорусская. Расходы на зарплаты, а не на человека, были намного выше, чем в других сетях», - сказал Дундулис. Он пояснил, что, если хочешь, чтобы расходы на зарплаты были меньше, должно быть четко предусмотрено, кто что делает, сколько часов работает, также стоит автоматизировать процессы, насколько возможно. «У них было очень много работников. Не говоря уже о том, что они не экономили электричество, это тоже целая наука», - сказал предприниматель.
Гендиректор Maxima LT Жидрунас Валкерис сказал, что можно было предвидеть, что Fresh Market уйдет с рынка. «Решение уйти с рынка – это последствие слишком больших амбиций, поспешного и непродуманного старта. Мы не раз говорили, что литовский розничный рынок очень конкурентоспособен. Утвердиться на этом рынке непросто, а еще труднее остаться. От торговцев в Литве ожидают много. Для того, чтобы соответствовать ожиданиям покупателей, оставаться конкурентоспособным на рынке недостаточно просто построить магазин определенной площади, или построить их много, предложить товары по хорошей цене. Надо знать покупателей, их потребности, уметь удовлетворять их потребности и не разочаровывать», - сказал Валкерис. По его мнению, сети не хватало ответственности за обязательства перед покупателями, работниками, клиентами. По его мнению, конкурент пришел на рынок агрессивно, с риском, так вести себя можно, но риск всегда необходимо рассчитать.
«Огромные инвестиции в недвижимое имущество, агрессивное развитие, отсутствие четкого направления, приоритетов – так выглядело со стороны», - сказал он. Гендиректор компании Aljansas Aibė Ренатас Вайткявичюс сказал, что ожидал ухода Fresh market с рынка, но немного позже. «Мы наблюдали за размером инвестиций, использованием человеческих ресурсов, недостаток оборота. Сеть создавалась поспешно. (…) Магазины учреждались часто не в лучших местах. Инвестиции в новое оборудование, ремонт помещений – также немаленькие. Было очевидно, что слишком много работников. Добавим еще расходы на рекламу», - сказал он.
Представитель компании Nielsen Артурас Урбонавичюс сказал, что Fresh market в своей деятельности столкнулся с несколькими важными препятствиями. «В торговом бизнесе не стоит ожидать быстрого результата, так как современная торговля связана с большими инвестициями, но, скорее всего, была неправильно рассчитана модель бизнеса, а владельцы рассчитывали на быстрый результат. Думаю, их проблема была в том, что они пришли на слишком концентрированный рынок, и места их магазинов были плохими», - сказал он. «Они предлагали низкие цены, но не ниже, чем другие сети, так зачем ехать туда покупать, если место неудобное, а ассортимент и цены – как везде? Надо или профессионально работать, или выделяться», - сказал Урбонавичюс.
«Конечно, торговля по интернету должна занимать определенное место, но этот бизнес, думаю, пока вообще не является успешным. (…) Если вы готовитесь к большим праздникам, и не можете донести продукты, закажете по интернету. Но для того, чтобы делать это постоянно, вам должно быть лень ходить в магазин, или вы слишком устаете, и заказываете по интернету», - сказал он.
Собеседники не критиковали решение Fresh market занять нишу в интернете, но Дундулис сказал, что эта деятельность вряд ли приносила прибыль. «Продукты питания слишком дешевы, чтобы торговля по интернету окупилась. Конечно, если бы была большая плата за доставку, это возможно, но тогда никто не покупал бы», - сказал он. Он напомнил, что Maxima Lt доверила эту деятельность предприятию Barbora, и решение конкурентов оценивает положительно как потребитель.
«Для современного общества большой ценностью становится время, желание сделать покупки быстро, удобно, без задержек. Значит, у торговли по интернету есть будущее», - сказал он. Так думает и Р.Вайткявичюс. «Торговля по интернету, мы считаем, увеличила число покупающих так людей, поэтому часть их будет искать другую альтернативу. Но развитие этого бизнеса, наверное, не удалось в финансовом плане».
Предприниматели утверждают, что уход с рынка Fresh market никто не почувствовал. «Мы не почувствовали ни приход, ни уход этого предприятия. Только работники пострадают, их переманили у нас, обещали большие зарплаты, но их не заплатили, а сейчас люди остались без работы», - сказал Дундулис.
Валкерис считает, что разочарованы не только лишившиеся работы люди, но и поставщики, покупатели. «Ошибка считать, что уход одного игрока с рынка для другого – обязательно победа. Безответственный бизнес снижает доверие и к другим участникам рынка, заставляет усомниться в их репутации, это отражается и на результатах деятельности. А конкуренция всегда приветствуется, ведь выигрывают все: и потребители, и участники рынка, которых приход новых игроков заставляет подтянуться, оценить свои преимущества и слабые места, переосмыслить свою стратегию», - считает он.