Альпинизм: путь в поднебесье или дорога на Небеса?
Белорусские альпинисты-любители проекта «Семь вершин» впервые отступили, не дойдя 250 метров до вершины пика Ленина. Стоила ли Вершина двухнедельной борьбы под грохот лавин?
Утром 5 августа трое белорусских бизнесменов: Андрей Аноп – руководитель экспедиции, Дмитрий Титов и Анна Авгуль спустились в базовый лагерь и вышли на связь. Исполнительный директор «Белинвестбанка» Наталья Сурдо прекратила восхождение неделей ранее.
Последнее сообщение от участников экспедиции поступило более недели назад, и все это время оставалось лишь ждать, наблюдая на специализированных интернет-сайтах, как на склонах пика Ленина бушует снежная буря. Ежедневно выпадало от 20 до 40 см снега.
Говорят, пик Ленина (7134м) в Киргизии – самый простой «семитысячник». Не бывал, не знаю. Но каждый, кто пробовал свои силы в альпинизме, наверное, со мной согласится: «семитысячники» не бывают простыми.
В активе у Анопа и Титова несколько физически очень сложных скоростных восхождения: Эль-Мисти (Перу, 5822м) и Сайрекабур (Чили, 6024м) за 24 часа, Сток-Кангри (Индия, 6153м) за 50 часов, Музтаг-Ата (Китай, 7546м) за 164 часа. Без предварительной акклиматизации. Казалось, что пик Ленина за две недели – задача не сложная.
Последняя попытка выхода на вершину была предпринята в понедельник 3 августа. После 9-часовой борьбы с непогодой на отметке 6900 м связка Аноп-Авгуль повернула назад: снега – по пояс. Откатились назад к спасительной палатке штурмового лагеря.
Гора измотала физически. Морально добила новость о гибели троих россиян в одной связке у пика Ленина. Ребята еще не знали, что и наша страна в эти дни лишилась двух опытных спортсменов-альпинистов.
Попробуйте представить себе моральное напряжение человека, который пытается заснуть в палатке под грохот лавин. Тем более, что не переставая нарастает снежный навес. Тем более, что ты спишь в лагере на «сковородке», где лавины убивали десятки альпинистов.
Мои друзья вернулись. И это главный итог любой экспедиции. Я знаю, как тяжело и обидно отступать, потратив уйму сил. Но у меня свои оценки и критерии успешности в альпинизме: вернул всю экспедицию домой невредимыми – значит уже успешен.
А еще несколько правил, которые помогали выживать в Поднебесье. Они, эти правила, мои, альпиниста-любителя. Это опыт руководства предыдущими пятнадцатью экспедициями и не более того.
Первое, погода – главное слагаемое успеха.
Второе, альпинизм это строгие правила, пренебрежение которыми многократно увеличивает риск трагедии.
Третье, борись за вершину до последнего, но главное – вовремя повернуть назад. Вовремя – это значит с уверенностью, что ты избежишь «холодной ночевки».
Четвертое, без амбиций нет альпинизма, с чрезмерными амбициями – когда-нибудь не станет альпиниста.
Пятое, чем больше твой опыт, тем старше твой возраст – «смотри в паспорт».
Шестое, прежде, чем стать в связку с партнером, подумай, готов ли ты умереть вместе с ним. В жизни все не так романтично, как в песнях Высоцкого.
Я хожу в связке только по относительно горизонтальной поверхности закрытых ледников. Не по кинжальным гребням, отвесным стенам и даже крутым склонам. И, простите, не верю я в альпинистские байки в стиле героев «Титаника»: ты прыгнешь, я прыгну. Для непосвященных поясню: если твой приятель сорвался в бездну слева, то необходимо сигануть в бездну справа. Слабо?
И последнее, «не ходите дети в Африку гулять». Если ты впервые идешь на вершину с мощным снежно-ледовым покровом, то не жалей денег – возьми местного проводника, который видел этот ледник десятки раз зимой и летом.
PS: Пока писался этот материал удалось получить лишь пару фото на спуске чуть выше пяти тысяч метров.
Андрей Аноп на леднике выше лагеря 1
Зона ледниковых трещин между лагерями 1 (4400м) и 2 (5300м)
PPS: И последнее правило. В жизни имеет место случай, который не поддается никаким правилам. Так что, как говорится, риск - дело благородное.