Добро пожаловать в российский Крым! Сезон первый
Цены и пенсии подросли, на прилавках исчезало молоко, клубнику можно собирать на поле, вода пока есть. Русские едут, но останавливаются в гостиницах. Украинцев практически нет. Продажа имущества заморожена.
Крымчане рассказали Naviny.by о начале сезона и поделились первыми впечатлениями от жизни в составе Российской Федерации…
В середине марта в Крыму провели референдум, по официальным результатам которого оказалось, что 96,6% избирателей, пришедших на участки, выступают за присоединение Крыма к Российской Федерации. В это время по телевизору часто показывали радующихся крымчан, которые, наконец, как будто бы перестали ощущать себя «хрущевским подарком».
Еще тогда, в начале марта, Naviny.by задались вопросом: а не накроется ли в связи с масштабными геополитическими изменениями летний сезон на побережье? Ведь аренда жилья на полуострове для многих его жителей является основным способом зарабатывания на хлеб. Тогда многие представители белорусского туристического бизнеса хоть и выражали опасение насчет настроений туристов, однако все-таки старались думать о хорошем.
«События только развиваются, впереди еще целых три долгих месяца до старта летнего сезона. Мы со своей стороны выражаем надежду и уверенность, что все разрешится», — делилась своими предположениями директор турфирмы «Алые паруса» Татьяна Монич.
Спустя три месяца мы пообщались снова.
«Нет, ничего не изменилось, так как никаких изменений к лучшему нет в самой Украине, — говорит специалист. — Многие белорусы ездили на автобусах, их устраивал бюджетный вариант. Теперь автобусы отдыхают. Мы от них не отказывались, у нас есть партнеры, продолжаем сотрудничать. Если ситуация вдруг изменится, то сразу вернем и эту услугу».
Анализируя количество заказываемых туров, собеседница отметила, что раньше даже в июне можно было говорить о массовом потоке желающих отдохнуть в Крыму, а теперь — это единичные заявки.
«Мы предлагаем нашим туристам ездить поездом или лететь самолетом через Москву, обеспечиваем их жильем. Некоторые люди соглашаются с такими условиями, но, конечно, их мало, по сравнению с автобусными турами, выходит дороже. Поезда идут на четверть заполненными. То же самое с самолетами и паромами».
Удручает, что, по словам директора, тенденций к изменениям пока, увы, нет. Представители туристического бизнеса просто ждут…
«Правда, 8 июня мы все-таки отправили группу туристов отдыхать в Одесскую область, — рассказывает Татьяна Монич. — Они уже звонили: чисто, спокойно, все в порядке. Никаких инцидентов. Если будут еще желающие, отправим тоже».
Сам Крым стоит полупустой, но всё работает. Людей очень мало, что нехарактерно даже для начала июня. Исключение — города вроде Ялты, где туристы есть всегда, даже зимой. Тем не менее, сегодня и там их немного.
«В основном, приезжают россияне. Белорусских номеров на машинах нет, — говорит Татьяна Монич. — И вот еще, ни для кого не секрет, что раньше в отелях цены для белорусов были пониже, чем для русских. Теперь такого может не быть. Основная целевая аудитория — именно русские».
Директор «Алых парусов» утверждает, что сегодня весь крымский рынок развернут к России.
Небольшие частные отели придерживаются позиции: выгоднее не открываться вообще, чем стоять полупустыми или снижать стоимость. Это логично, ведь цены на газ, электричество и прочие услуги не понизились, вдобавок надо менять белье, платить персоналу. Незначительные понижения цен встречаются только в изначально дорогих отелях.
«Что касается цен в принципе, то они остались приблизительно на уровне прошлого года — для нас приемлемы, немного ниже белорусских, — говорит специалист. — Единственное, люди не привыкли к российским рублям, всё пересчитывают, переводят на гривны. Цены трудно регулировать, так как до настоящего времени в Крыму не было комитета по ценообразованию. В результате, в крупных магазинах сметана может стоить приблизительно столько, сколько стоила, а в мелких — дороже. Тем не менее, никакого резкого повышения там нет».
О начале сезона рассказали арендодатели жилья на крымском побережье…
Мария, Черноморское:«Мы предлагаем скромные условия за небольшие деньги (такие, как и год назад): комната, большая кухня, удобства на улице. Дома проблем с водой нет. Как и раньше, душ — за отдельную плату. Если говорить о сезоне, то большой разницы с июнем прошлого года не замечаем. В 2013-м начали работать только в июле. Пока сезона нет. Изменились цены, но не глобально. В одних магазинах всё осталось на прежнем уровне, в других — немного выросли. Например, на молоко».
веб-камеры Крыма
Евгений, Черноморское:«Основной июньский контингент в минувшие годы — украинцы. Сейчас тоже едут, но не в том количестве. В основном — из Донецка. Отдыхающие из России подтягивались к июлю, надеюсь, так будет и в этом году. Пока людей не очень много. Те, кто приезжает, оседают в южных городах. На самом деле, в этом году на сезон никто не надеялся. Отделились бы мы или нет — понятно, народа будет мало. Если бы не отделились, не поехал бы никто. Сейчас хотя бы есть надежда на русских туристов. В принципе, хоть и украинцев было большинство, они часто приезжали отдыхать со своими палатками, то есть больших денег не привозили. Зато после их отдыха оставалась гора мусора.
Что касается цен, они приблизительно такие же, как в Украине. Только теперь всё в русских рублях. Зарплаты и пенсии немного подняли. Если все-таки касаться повышения цен, то они увеличились, потому что многие предприятия были запущены, а некоторые товары перестали возить из заграницы. Было время, когда на прилавках не было молочных продуктов. Теперь, вроде, пытаются компенсировать местными. Если говорить о рынке, то, например, у местных жителей есть возможность поехать и собрать клубнику на поле. В таком случае она обойдется в два раза дешевле такой же клубники, которая продается на рынке. Но многие ленятся и не едут».
Татьяна, Коктебель:«Мы живем в Новограде-Волынском. Жилье сдаем в Коктебеле. Ждем, что будет дальше. Пока решили, что в этом году работать не будем. Хотели заехать и забрать некоторую мебель, вещи. Не разрешают. Все, что можно в руках увезти — одеяла, подушки — говорят, берите, остальное — нет. Также нельзя продавать имущество — всё заморожено. Говорить о том, каким будет сезон, теперь трудно. Конечно, к нам любили приезжать люди и из Москвы, и из Питера — это такой простой и недорогой отдых. Однако звонили в мае родственникам — те рассказывали, что самые дорогие номера-люксы на берегу моря сдавались по 70 гривен (если рубли переводить в украинские), очень дешево. И то — поселок стоял пустым».
Станислав, Керчь:«Будет сезон или нет — все зависит от рекламы и от пропускной способности. Мы видим, что на пароме в Крым едет много россиян. Мимо проезжает много машин с русскими номерами, не очень понятно, куда едут, но, действительно, они есть. В принципе, в основном, к нам всегда приезжали отдыхающие из России (80%), поэтому переживать, что не приедут — не переживаем. Как не крути, в России цены в любом случае — выше.
Если говорить о том, что изменилось после того, как Крым вошел в состав России, пришло осознание того, что теперь можно ехать туда на заработки. Ведь раньше мы могли поехать в лучшем случае в Киев, и то, не факт, что устроишься. Зарплаты, скажем, тоже не очень высокие. Сейчас там вообще нет работы. Россия в этом смысле дает больше возможностей. Можно поехать на Север и зарабатывать много денег, занимаясь тем, чем обычно подрабатываешь у себя в порту. Многие из моих знакомых уже подумывают над этим. В интернете много объявлений. Раньше было проблематичнее.
В принципе, у нас зарплаты стали тоже немного расти. Но пока это больше касается милиции и армии. Если они у всех станут такими, как, допустим, в Краснодарском крае, будет хорошо. Но люди так привыкли, что их обманывают, что пока ни на что не надеются. Хорошо бы сейчас запустить предприятия, которыми много лет не занимались».
Пляж в Феодосии
Людмила, Балаклава:«В Балаклаве сезон идет, но пока он слабенький, хотя люди есть. В зависимости от того, сколько отдыхающих будет приезжать и каким окажется контингент, станем устанавливать цены.
Мои цены всегда зависели от того, кто просится отдыхать. Бывает, приезжают пожилые люди или семьи с маленькими детьми. Тут важную роль играет человеческий фактор. Как с таких брать много денег? В любом случае, сдавать будем за меньшую сумму, чем в прошлом году. Это понятно.
Что касается сезона, украинцы стали бояться ездить, хотя были уже отдыхающие из Краматорска и Донецка. Рассказывали, что у них там творится — жутко! Мы хотим, чтобы все было мирно. В этом году я впервые увидела, что такое референдум. Люди шли толпами. Конечно, в основном, голосовали за Россию. Севастополь всегда был русским. Мне бы, как украинке, хотелось бы, чтобы все было иначе, но это история.
Поймите, тут все переживают за Украину. Мы очень сильно повязаны. Хорошо бы все поскорее восстановить. Пусть политики сядут за круглый стол. Надо восстановить мир.
Если говорить о ценах на продукты, то они почти такие же, как и раньше. Летом они всегда чуть выше. Вдобавок, все перевели на российские рубли. Пока не привыкли. В гривнах суммы кажутся меньшими. В принципе, в моем окружении все переменами довольны. Начали расти бюджетные зарплаты».
Олег, Новый Свет:«Главное — это то, что нет войны. Мы не боимся за своих детей. А что касается истории, то Крым и раньше был российским. Вдобавок, мы устали от коррупции. Раньше она была на каждом шагу. Теперь, смотрю, побаиваются. Недавно кто-то к врачу обратился из знакомых, так пришел рассказывал, мол, представляете — не попросили ни копейки! Это, правда, удивительно. Раньше всегда приходилось доплачивать.
Что касается сезона, люди на пляжах есть. Украинских туристов едет чуть меньше. Больше — Россия. Даже из Екатеринбурга! Мы пока не знаем, что станет со студентами, которые жили в Крыму, а учились в Харькове или Киеве. Скорее всего, будут какие-то переводы. Школы — татарские, украинские — пока остались. Никто их не отменил».
Андрей, Симеиз:«В прошлом году я не работал. Много лет прожил в Донецке. Потом переехал сюда, обзавелся хозяйством, занимался ремонтом, решил, что с этого года начну принимать у себя гостей. Коллеги рассказывают, что сезон нынче слабее. Номер с удобствами, который сдавался раньше за 250 гривен, теперь условно на 100 гривен дешевле. На побережье приезжает много россиян, но все они заселяются в отели.
Цены на рынке и в магазинах не очень изменились, правда, ассортимент стал хуже. Пропали некоторые товары. Однако в последнее время вместо них стали появляться местные. Что-то везут из Бахчисарая в неприглядных упаковках.
У меня тут пока другие хлопоты. Я не был прописан в Крыму. Теперь числюсь иностранным гражданином. Иностранный гражданин, блин. Прожил тут уже столько…. Придется получать российский паспорт — надо же как-то жить. С пропиской, думаю, будет тяжело, но разберемся. И таких, как я — дохрена нас. Всё придется доказывать в судебном порядке, ведь не прописан — значит, бандеровец… Придется много всего доказывать.
Я сам не ходил на референдум. Считаю, что право выбора в такой ситуации должно оставаться именно за крымчанами. Поживем — увидим. Жаль ли мне то, что Крым стал русским? А что делать? Воевать за него никто не будет. Как вернуть?..».
Мария ВОЙТОВИЧ