Они воскресили космическую станцию
На протяжении очередного космического полета ТАСС сообщал, что все идеально. Космонавтов во время сеансов телесвязи, шедших в эфир, просили врать прямо в камеру о том, что все в порядке, а это не совсем соответствовало действительности.
Орбитальная станция «Салют-7», предшественница легендарной станции «Мир», была запущена 19 апреля 1982 года. 11 февраля 1985 года станция, уже несколько месяцев находившаяся в автономном полете, перестала выходить на связь с Землей. После долгих споров было решено предпринять попытку оживить ее.
Для спасения была разработана сложная схема выведения на орбиту и стыковки в ручном режиме с неориентированным объектом. Станция могла быть закручена вокруг центра масс, быть разгерметизирована или по другим причинам непригодна к восстановлению.
Под спасение был задействован переоборудованный корабль «Союз Т-13». Штатное кресло третьего космонавта было демонтировано, вместо него взяли дополнительные запасы и оборудование, в частности лазерный дальномер. Автоматическую систему сближения за ненадобностью сняли. А вот с вопросом, кого посадить в первые два кресла, вышла заминка. Проблема с бортинженером была решена довольно быстро. Им стал Виктор Савиных, назначенный бортинженером планового старта «Союза Т-13», долго готовившийся к полету, а до этого принимавший участие в проектировании серии станций «Салют» и знавший ее как свои пять пальцев. Командир корабля «Союз Т-13» Васютин не имел опыта космических полетов, и было решено его заменить. Практический опыт ручной стыковки на орбите на тот момент имели трое: Кизим (он недавно вернулся из длительного полета, а потому должен был пройти послеполетную реабилитацию), Малышев (не готовился по программе выхода в открытый космос и не имел опыта длительной работы на орбите), Джанибеков (летал четырежды, причем дважды — на «Салют-7», но у него были ограничения от медиков на длительный полет). На место командира один за другим утверждались Березовой, Ляхов и Попов. В конечном итоге Джанибекову удалось вырваться из цепких лап врачей, и командиром основного экипажа стал он. После многочисленных тренировок 5 июня 1985 года на заседании Госкомиссии Савиных и Джанибеков были утверждены как основной экипаж, а Попов и Александров — как дублирующий. День старта назначен на 6 июня 1985 года. В 09:39:51 по времени Байконура «Памиры» стартовали.
По истечении вторых суток полета станция оказалась на прямой видимости, примерно в
Станция медленно вращалась, солнечные батареи были развернуты как попало, что означало отсутствие электропитания со всеми сопутствующими неприятностями. Помогло то, что предложенные при тренировках учебные режимы аварийной стыковки оказались гораздо сложнее, нежели то, что было в действительности, и стыковка прошла четко и аккуратно.
Как часто говорят космонавты, самый страшный звук на станции — это тишина. Если какой-то из приборов замолчал — это значит, что он перестал работать. В переходном отсеке «Салюта-7» царили тишина, холод и тьма. На иллюминаторах была ледяная корка. На вопрос Земли о температуре Джанибеков ответил: «Колотун, братцы!» Космонавты начали прокачивать воздух из рабочего отсека станции через индикаторные трубки для исследования состава атмосферы. Когда анализ показал, что воздух в допустимых пределах, Джанибеков и Савиных надели противогазы и, открыв люк, вошли внутрь рабочего отсека станции. После краткого визуального осмотра космонавты сняли противогазы и приступили к подробному исследованию. Следов пожара или потопа видно не было. Станция напоминала давно заброшенный дом. Аккумуляторы были разряжены. Энергопитание отсутствовало, автоматика, в том числе и система регенерации воздуха, не функционировала. Для начала собрали временную систему вентиляции, запитанную от энергоустановки корабля. Этого было недостаточно для полноценного воздухообмена, и концентрация углекислого газа превышала все допустимые нормы.
При проверке системы электропитания обнаружилось, что два из восьми аккумуляторов от вынужденного простоя пришли в негодность, их исключили из системы энергопитания и решили напрямую подключить к солнечным батареям. Пошел заряд, и наконец-то можно было включить систему радиотелеметрии. Система ориентации солнечных батарей еще не работала, и для их ориентации на Солнце использовались система управления и двигатели «Союза Т-13».
Причина исчезновения электропитания оказалась проста. Заряд аккумуляторов контролировался датчиком, который отключал батареи от них при окончании заряда. Датчик подавал ложный сигнал о том, что аккумуляторы полностью заряжены, и блокировал попытки программно-временного устройства начать заряжать аккумуляторы. В результате, когда заряд исчерпался, станция тихо уснула.
Космонавты зарядили аккумуляторные батареи, и системы станции стали просыпаться одна за другой. Появился свет, включилось терморегулирование, заработала система регенерации воздуха. В процессе проверки были перебраны все узлы, которые охладились ниже допустимого, прощупали все кабели, сняли внутреннюю обшивку, заменили то, что было возможно заменить, остальное отключили. Но, несмотря на то что кризис миновал, была срочно необходима помощь с Земли, чтобы доставить воду, топливо, новые аккумуляторы и многое другое. Все это могло быть доставлено на беспилотном грузовом корабле «Прогресс», но надо было проверить систему автоматического сближения, ибо без нее все было бы бессмысленно. Проверка прошла удачно, и через пять дней после окончания проверки «Прогресс-24» причалил к «Салюту-7». К этому времени жизнь на станции практически вошла в обычную колею, потом пришел и второй грузовой корабль, единственный из серии «Прогресс» получивший имя «Космос-1669», и аппарат штатно пристыковался к «Салюту-7». Экипаж совершил пятичасовой выход в открытый космос, смонтировал дополнительные солнечные батареи, доставленные на грузовых кораблях, также было установлено внешнее оборудование для исследований. «Салют-7» окончательно вернулся к жизни.