Красно-сине-оранжевые будни Надежды Тулиновой

Источник материала:  
23.12.2013 — Разное

Каждый четверг и субботу в актовом зале Республиканского центра национальных культур собирается весёлая и дружная семья – участники ансамбля «Эребуни». Их радостно и тепло принимает бессменный руководитель коллектива Рузанна Георгиевна Аванесян. И с этого момента, казалось бы, в не очень тёплом помещении начинает воцаряться эмоциональная, яркая, горячая атмосфера, вызванная переплетением почти родственных отношений и любви к армянским танцам в коллективе.

Я это почувствовала ещё полтора года назад, когда первый раз пришла на репетицию ансамбля. Тогда это, как я потом узнала, был, можно сказать, переломный период: смена поколений – пришли новые ребята, которые не дали «Эребуни» претерпеть возможный распад и успешно продолжают 15-летнюю историю ансамбля. Не люблю хвастаться, но не побоюсь сказать, что мне посчастливилось быть в их числе. А ведь всё началось с одного случайного объявления «Вконтакте»! Я подумала – с языком познакомилась, с музыкой – тоже, почему бы и с танцами так же не поступить?

Репетиции нашего ансамбля проходят в приподнятом настроении, боевой готовности и тонком внимании, ведь ни один неправильно воспроизведённый элемент танца или нечётко выстроенный рисунок не ускользнёт от зоркого глаза Рузанны Георгиевны. Особенно внимательно и собранно ведут себя ребята, если близится важный концерт – тут «болтологией» не позанимаешься! Вместе с этим чувствуются добрые нотки в чутких замечаниях и практически материнское отношение ко всем членам этой уже не такой большой семьи, как раньше (эх, а было время…), даже когда замечания делаются на повышенном тоне (бывает и такое). Но мы считаем, что это полезно для нашей работы, ведь чтобы и дальше держать планку одного из самых почётных и востребованных ансамблей в Беларуси и, конечно же, в Спюрке, нужно прикладывать немалые усилия и набираться опыта.

С появлением в репертуаре ансамбля «Эребуни» древних обрядовых танцев, собранных в Западной Армении Гагиком Гиносяном (Карно кочари, Тамзара, Мшо хр, Тарс пар, Папури и т.д.) произошло, как мне показалась, некое разделение на группы (женская и фольклорная). Я как новичок была принята в фольклорный состав. И наше молодое поколение их разучивало, пока корифеи ансамбля повторяли вновь и вновь известный и любимый женский репертуар. На первый взгляд новые древние танцы мне показались очень простыми, но в процессе работы над ними понимаешь, что можно хоть и исполнять-то всего от одного до пяти элементов танца, но главное – не сбиться, выстроить рисунок и выдержать танец до конца. Нам пришлось очень много работать над этой визуально простой программой, прежде чем ощутить дух того исторического стилевого пласта, для которого эти танцы характерны. Испытание вхождения в этот пласт, надо сказать, прошли не все участники ансамбля. «Слабые звенья» проявляли сопротивление, впитывая в себя влияние более зажигательных и разнообразных танцев дружественных северо-западных соседей армянского народа. Но тех, кто его прошёл и по-настоящему понял обрядовую программу, уже можно считать действительно сильными, с чётко сформировавшимся национальным самосознанием (ребята-неармяне тоже молодцы!). И лично я поняла сущность фольклорной программы практически сразу, потому что имею представление о том, что у многих народов мира существуют древний, средний и поздний историко-стилевые пласты развития фольклора. Для древнего пласта характерны обрядовые песни и танцы, которым присущи примитивные качества, такие, как узкий диапазон и звукоряд мелодий (что касается музыки) и, соответственно – такие же простые движения и структура (танец).

Извините, что я немного отошла от темы, сделав небольшое эстетико-лирическое отступление. Мне хочется сказать о том, что я очень люблю этот ансамбль за красивые и по-своему оригинальные танцы: женские – за мягкость, за плавность, за рождающую нежную красоту скромность, которой в современном мире так не хватает; обрядовые – за настроение, подкрепляемое огненными ритмами дхола и пробуждающим зовом зурны, за дух сплочённости и именно за простоту, за «большое в малом»; смешанные — за контрастность, темперамент и ярко воплощённое переплетение и взаимодействие мужских и женских партий. Люблю его за дружелюбный, умный и весёлый контингент, в котором мне приятно находиться. У нас у всех разные занятия, разные направления по учёбе, специальности, национальный состав также не является однородным (разнообразие придаём я, Маша Литвинова, Максим Кошель, Настя Гайдук, Инга Демьянович, не забываю про заслуженного корифея Ольгу Богушиньску), и даже конфессиональный благодаря Мариам Салсановой – мусульманка-шиит, знакомящаяся с культурой христианской Армении, подаёт яркий и нравоучительный пример тем молодым армянам, которые упорно (видно по соцсетям) впитывают в себя влияние северокавказцев-мусульман. Мы общаемся друг с другом на разные темы обо всем мире — от Америки до Японии, если надо, помогаем друг другу, даже прогуливаемся вместе. Ну и конечно же, нельзя забыть сказать, что добрым советником и помощником для нас является Рузанна Георгиевна, также не изолирован от ансамбля Роберт Арташесович Геворкян, который может раскрыть нам всю суть насущных исторических проблем и поднять нам настроение то художественным свистом, то ритмами дхола, то даже джазовыми импровизациями. Такие репетиции для меня лично – не только возможность постижения танцевальной культуры Армении и Арцаха, но и время, которое скрашивает в красно-сине-оранжевый цвет мои чёрно-белые музыкально-теоретические будни.

P.S. …И особенно весело нам бывает в пути, в наших загородных поездках. Когда мы ехали в Жодино, мне нечего было делать в автобусе. Вот что в итоге родилось по этому поводу:

Эребуни едет в Жодино на юбилей студии «Серебряные трели»

 

В автобусе все дружно едем

В заснеженном лесу мы.

Висят на вешалках, качаясь,

Концертные костюмы.

 

Автобус в Жодино несётся,

Трясётся весь от спешки.

В окне — машины, снег, дорога,

Деревья, человечки…

 

На сей калейдоскоп сюжетов

Глядеть ансамблю — скука:

Кто в Angry Birds стреляет метко,

Кто смотрит фильм в ноутбуке,

 

Кто с трепетом ждёт остановки…

Дождавшись, мы б хотели,

Чтобы запели с нами звонко

Серебряные трели.

 14.12.13

 

 Շատ շնորհակալ եմ տիկին Ռուզաննաին մեծ աշխատանքի, համբերության և սիրո համար:

Սիրում եմ Էրեբունի: Աստված ձեզ միշտ պահապան:

Надежда Тулинова

←Першы ў гісторыі Касцёла папскі дакумент на беларускай мове перададзены жыхарцы Вілейшчыны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика