Ища не своей пользы

Источник материала:  
22.11.2013 — Разное

Почему люди устают делать добро?

Архимандрит Савва МАЖУКО

Бывают в жизни минуты, когда так хочется просто лежать в лодке ни живым и ни мертвым, плыть, отдавшись течению, плыть и молчать, отпустив прошлое, плохое и хорошее, и не просить будущего, а просто плыть. Уныние — обычная сладострастная отрава, реальная и изнуряющая человека страсть с известным набором мук и томлений. Слишком часто люди забираются в “лодки”, когда устают делать добро.

Быть может, о таком опыте упоминал апостол Павел: “Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем” (Гал 6:9) или “Братия, не унывайте, делая добро” (2 Фес 3:13).

Проблема в том, что наше добро “не усваивается”. Это особенно ощутимо, когда близкий человек, неоднократно облагодетельствованный тобой, предает тебя. Так горько и больно бывает на душе, что лежать бы в лодке, ничего не видя, никого не зная, “спать дремля” без снов и пробуждения, без желаний и чувств. Такое случается между влюбленными, отцами и детьми, учениками и педагогами, многолетними друзьями и сотрудниками. Вопрос “Почему добро пропадает?” ставится резко и принципиально, особенно для нас, христиан, только спустя десяток лет узнавших, что делать добро — это вообще-то сердцевина христианского опыта.

И вот сыплешь в человека мерою доброю, утрясенною (Лк 6:38), вкладываешь всю душу, а он остается глух и слеп к твоему труду. И спрашиваешь: не напрасно ли я тружусь, не пустые ли это траты сил и добра в бессмысленных попытках научиться любить ближнего? Люди просто устают делать добро. И в этом — пугающая странность. Потому что как это можно устать от добра? Разве доброделание не должно приносить радость и успокоение? Откуда тогда это мертвящее уныние?

Тем не менее принято считать, что добрые дела — весьма полезное занятие. Так говорит апостол Павел, рекомендующий Титу печься о том, чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: “Это хорошо и полезно человекам” (Тит 3:8). Однако он же говорит: “Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись” (1 Кор 10:33).

Другими словами, цель для христианина — не накопление нравственно прекрасных поступков, а реальная польза ближнего. Мы же часто больше заняты именно сведением бухгалтерии наших добрых дел и поступков, и своих ближних используем, как это ни грубо звучит, именно используем для “зарабатывания” Царствия Небесного.

Вот поэтому христианина может и должна тревожить гибель добра и неуспех его благих замыслов. Добро пропадает и не усваивается, а значит, пользы нет ни воспринимающему, ни добротворителю. И это касается всего спектра добра, который включает в себя и доброе слово родителя или педагога, и слово Евангельское, и простое соучастие в чужом труде, и сочувствие чужому горю.

←Двухмиллионного в этом году пассажира обслужил Национальный аэропорт «Минск»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика