В сто лет — один секрет
В свой вековой юбилей ветеран войны и труда по-прежнему полон сил и оптимизма
Минчанин Алексей Антоненко — участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил и труда. А еще ему недавно исполнилось 100 лет. К своему вековому рубежу Алексей Илларионович подошел бодрым, оптимистичным, с ясными умом и памятью, с чувством юмора и интересом к людям и жизни.
От семилетки до директорского кресла
Алексей родился в крестьянской семье в селе Григоровка на Киевщине. Когда окончил четыре класса, отчим подыскал ему работу помощника пастуха общественного стада. Однако мама Феврония Никитична как орлица ринулась на защиту единственного сына:
— Пусть дальше учится! Хватит того, что я только и могу фамилию печатными буквами написать…
Только благодаря ее решимости Алексей продолжил образование. После окончания семилетки он сразу же включился в движение по ликвидации безграмотности. Клич «Молодежь — на педагогическую работу!» привел его на полугодичные курсы при педтехникуме в городе Ржищев. По их окончании Алексей отправился учительствовать в школу колхозной молодежи в родном селе. Однако через год уже работал пионервожатым в образцовой СШ № 1 города Переяслава. Здесь же поступил на последний курс рабфака при Киевском пединституте. А через год стал студентом этого вуза. Правда, вместо исторического факультета, на который очень хотел поступить, выбрал биохимический. Там и невесту себе присмотрел — Полину.
В 1937 году 24-летний выпускник вуза получил назначение в город Овруч на должность директора СШ № 1. Он уже был семейным человеком — с женой и дочерью Надей.
Жизнь на Наргене
В 1939 году Алексея Илларионовича и трех его подчиненных призвали в армию. Служил он в Закавказском военном округе, в зенитной артиллерии. Красноармейца Антоненко почти сразу направили в полковую школу 195-го зенитного артиллерийского полка. Однако стать зенитчиком-артиллеристом ему не довелось. В феврале 1941 года его направили на окружные курсы младших политруков при военно-политическом училище. После их окончания он был назначен на должность заместителя командира батареи по политчасти 252-го зенитного артиллерийского полка 3-го корпуса ПВО. Полк охранял Баку, и некоторые его подразделения дислоцировались на островах Каспийского моря.
На одном из них — Наргене — предстояло служить новоиспеченному политруку. У острова была дурная слава. Во время Первой мировой войны здесь находился лагерь для военнопленных, затем — для жертв сталинских репрессий. Остров представлял собой пустынный клочок земли. Личный состав жил в землянках, выдолбленных в каменистой почве. В свободные выходные на катерах отправлялись в Баку. Там Алексея ждали Полина и Надя. С войной размеренная и счастливая жизнь ушла в прошлое. Семью Алексей отправил в эвакуацию в Башкирию…
Баку давал стране горючее, как воздух необходимое фронту. Щит для города создавали части зенитной и дальнобойной артиллерии.
— В начале войны нам больше всего досаждали турецкие и иранские самолеты. И хотя они на нашу территорию не вторгались, зато личный состав держали в постоянном напряжении. То и дело объявляли боевую готовность, и снова красноармейцы расчехляли орудия, открывали ящики со снарядами… Провокации турок резко прекратились после разгрома армии Паулюса под Сталинградом, потом притихли и иранцы. Нередко летали немецкие разведчики, но на высоте 8,5—9 километров наша артиллерия их достать не могла. Баку не бомбили, у немцев, надеявшихся захватить богатый источник горючего, были на него свои планы, — рассказал Алексей Илларионович.
С декабря 1942-го Алексей служил комиссаром дивизиона 180-го зенитного артиллерийского полка Бакинской армии ПВО. С августа 1943-го округ переименован в Закавказский фронт. В его состав входил 359-й зенитный артиллерийский полк Бакинской армии ПВО, в политотделе которого старшим инструктором по организационно-партийной работе с апреля 1945 года был капитан Антоненко.
Известие о победе встретили, как и вся могучая армия, оглушительным «ура!» и выстрелами в воздух. Так и палили, не жалея патронов, из табельного оружия на ближайшей батарее, кричали, пока не выкричали большую часть восторга… Войне конец! А это значит, скоро они будут вместе с Полиной и Надей! А это значит, демобилизация и возвращение к любимой работе.
Мирная жизнь началась с беды
Кавалера медали «За оборону Кавказа» Антоненко демобилизовали в сентябре 1946 года с должности старшего инструктора по оргпартработе политотдела 8-й зенитной артиллерийской дивизии Юго-Западного округа ПВО. В то время мать Алексея, пережившая блокаду, жила в Ленинграде. Феврония Никитична приняла семью сына. Офицер запаса стал инструктором исполнительного комитета одного из районов города на Неве. Однажды из окна собственного кабинета он увидел, как, попав под трамвай, погибла Полина. Их второй дочери Зое тогда было четыре месяца. Малышка ненадолго пережила мать… Больше он не смог здесь оставаться.
Его вылечили время и работа. Алексей Илларионович возглавил педколлектив начальной школы, затем, когда ее преобразовали, семилетки. Осуществил давнюю мечту — окончил исторический факультет пединститута. Налаживалась и личная жизнь: друзья познакомили его с Ольгой Александровной, с которой они прожили полвека.
В 1949 году капитану запаса Антоненко предложили вернуться в Вооруженные Силы. Должность — старший инструктор по оргпартработе политотдела Гомельского радиотехнического училища ВНОС. В 1953 году создавалось Гомельское высшее инженерно-радиотехническое училище войск ПВО. Здесь, показалось Алексею Илларионовичу, интереснее будет работать.
— В 1954 году училище перевели в Минск. Оно стало знаменитым МВИЗРУ, на его базе, а также Минского высшего военного командного училища потом была сформирована Военная академия. Через год меня избрали секретарем парткомиссии политотдела. Присвоили звание полковника. К 10-летию училища я предложил создать комнату истории. Тогда я даже не предполагал, что это дело станет моим на десятки лет, — улыбается ветеран.
Беда подкралась незаметно. Болезнь, коварная и опасная, подкосила здоровье, да так, что в 1968 году полковник Алексей Антоненко ушел в отставку. Однако через два месяца он все же нашел в себе силы приступить к труду, к любимому делу. Его пригласили заниматься в училище комнатой истории. Она увеличивала площади, расширяла экспозицию, совершенствовалась применительно к требованиям времени. Офицер добился того, что в течение двух академических часов все курсанты изучали историю МВИЗРУ. Сам стал соавтором книг, изданных к 25- и 40-летию учебного заведения. А в 1988 году детище Алексея Антоненко заслужило очень высокую оценку. Ему вручили грамоту от политуправления войск ПВО. А самое радостное — в МВИЗРУ решили создать музей, который полковник в отставке и возглавил.
Сегодня ветеран, перешагнувший вековой рубеж, бодр и оптимистично настроен. В чем секрет такого деятельного долголетия?— Никаких секретов нет, — признался Алексей Антоненко. — Обо мне тепло заботится дочь Надя, меня любят внуки. Может, секрет в том, что я никогда не стремился добиться чего-то большего, чем давала мне судьба?