МИНСКИЙ САММИТ – ИТОГИ
Горизонты Содружества
Минский саммит продемонстрировал готовность стран СНГ развивать интеграционные проекты.
Несмотря на скептические оценки о якобы устаревшем формате объединения, Содружество за два с лишним десятилетия не просто доказало свою жизнеспособность, но и стало своеобразной платформой для появления новых интеграционных образований, в том числе Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Вот и накануне очередного саммита глав государств Содружества в Минске, пожалуй, впервые за многие годы практически не звучало пессимистичных оценок по поводу будущего данной организации. Все ждали делового конструктивного разговора и ответов на главные вопросы: что сделано, какие есть проблемы и в каком направлении двигаться дальше? И общая тональность разговора на высшем уровне убедительно продемонстрировала всем: СНГ необходимо сохранять и развивать как важную площадку для межгосударственного диалога по всем направлениям.
Председательствуя в этом году в СНГ, Беларусь инициировала проведение более 70 мероприятий, направленных на «интеграцию во благо человека» и затрагивающих сферы экономики, безопасности, экологии, «зеленых» технологий, расширения межрегионального и приграничного сотрудничества, межкультурного диалога.
Говоря в целом о позиции Беларуси относительно дальнейшего развития СНГ, Президент Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь не мыслит своего суверенитета и независимости без теснейшего сотрудничества в рамках Содружества.
Фактически можно говорить о том, что сейчас СНГ выполняет функции не только дискуссионной площадки, но и становится одной из проектных фабрик для отработки идей и механизма большой евразийской интеграции. Сегодня мало кто вспоминает о том, что история интеграционных процессов в регионе началась именно с СНГ, которое смогло в условиях болезненной для большинства постсоветских государств политической трансформации и преодоления финансово-экономических трудностей сохранить самое важное – добрые отношения между нашими народами, торгово-экономические, культурные и исторические связи.
По данным Международного валютного фонда, ВВП СНГ по паритету покупательной способности в 2012 году достиг рекордных 3,53 трлн долларов. В этом году данный показатель прогнозируется на уровне 3,65 трлн долларов, а в 2015 году он перешагнет четырехтриллионную отметку. Что касается Беларуси, то около 60 процентов ее внешнего товарооборота приходится именно на долю стран Содружества.
Исторически сложившаяся экономическая взаимодополняемость экономик СНГ по-прежнему остается цементирующей основой организации. В этом контексте положительным фактором стало принятие Стратегии экономического развития до 2020 года, а также подписание Договора о зоне свободной торговли товарами. Сейчас идет работа по подготовке проекта договора о зоне свободной торговли услугами. Исходя из этого, Беларусь в ходе своего председательства в СНГ в нынешнем году уделяла особое внимание именно экономическому сотрудничеству, развитию межотраслевой и производственной кооперации. В первую очередь это касается таких областей, как транспорт, энергетика, сельское хозяйство, телекоммуникации, нано- и биотехнологии, космос.
Разумеется, неблагоприятные тенденции в мировой экономике отразились и на показателях внутри СНГ. По словам Президента России Владимира Путина, рост экономик государств Содружества в 2012 году составлял 3,4 процента, а в этом году будет лишь 1,8 процента. «Однако нашим странам вполне по силам сформировать собственную повестку развития, генерировать крупные инвестпроекты, совершенствовать деловой климат, не дожидаясь улучшения внешней конъюнктуры», – убежден российский лидер.
В связи с этим Александр Лукашенко призвал партнеров разработать дополнительные механизмы по наращиванию экономического взаимодействия. «Нам необходимо более активно разрабатывать и осуществлять трансграничные проекты. Тогда и заинтересованность отдельных государств и их стремление жить и работать в рамках СНГ будут более ощутимыми», – отметил глава белорусского государства.
На современном этапе целесообразным видится расширение использования национальных валют во внешнеторговых расчетах и финансовых операциях на территории СНГ, включая привлечение кредитов, размещение облигаций, выпуск акций и производных финансовых инструментов, считает финансовый аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. «Позитивными результатами расширения использования национальных валют представляются ускорение расчетов, снижение издержек на конвертацию валют, расширение возможностей для экономических субъектов в управлении валютными рисками, что, в конечном счете, позволит расширить масштабы взаимной внешней торговли и инвестиций», – считает аналитик.
В ходе переговоров помимо важных экономических вопросов внимание было уделено и совместным документам в гуманитарной сфере, области обеспечения безопасности и других направлениях. В частности, главы государств одобрили программы о сотрудничестве по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы, сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и противодействии наркомании на 2014–2018 годы. Принята межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью и программа о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы. Кроме того, 2014 год в СНГ объявлен Годом туризма, а 2015-й – Годом ветеранов Великой Отечественной войны. Все это свидетельствует о наличии общих интересов на пространстве Содружества. По мнению политолога Вадима Гигина, создание мощного идеологического фундамента для дальнейшего сближения государств, объединенных общей историей, экономическими интересами, схожими взглядами на многие международные события, не менее важная задача, чем развитие зоны свободной торговли или увеличение товарооборота.
Безусловно, не все и не всегда в Содружестве складывается гладко. К примеру, сегодня много говорится о стратегическом выборе Украины, которая готовится подписать на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе соглашение об ассоциации с Евросоюзом. К такому же шагу готовится и Грузия, которая вышла из СНГ. На пресс-конференции по итогам саммита Александр Лукашенко, выразив волю многих участников, в очередной раз предложил Грузии вернуться в состав Содружества. По мнению экспертов, приход к власти нового грузинского руководства делает возвращение Грузии в семью народов СНГ вполне возможным.
Что же касается Украины, то тот факт, что в следующем году председательство в СНГ переходит к Украине, дает основания надеяться, что окончательного разрыва отношений с этой страной все же не произойдет и сторонам удастся найти компромиссную формулу разрешения непростой ситуации.
В целом минский саммит продемонстрировал готовность стран Содружества развивать интеграционные проекты.
Евгений КОНОНОВИЧ
Конкуренция без изъятий и ограничений
Беларусь, Казахстан и Россия заявили о готовности убрать все препятствия на пути товаров и капиталов внутри «тройки».
Заседания в Минске Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств наблюдатели ждали с особым интересом. Ведь главным его вопросом значилась работа над договором о Евразийском экономическом союзе, который, как планируется, должен быть принят до 1 января 2015 года. И как предположил накануне Президент Беларуси Александр Лукашенко, «будет сломано большое количество копий», поскольку речь пойдет об отмене ограничений и изъятий из режима свободной торговли. А это затрагивает экономические и финансовые интересы каждого из государств, которые входят сегодня в Таможенный союз.
«У каждого партнера, конечно, свое видение перспектив. Это нормально. Однако мы обязаны найти те решения, которые устраивают всех. На наш взгляд, это возможно», – сказал белорусский лидер, открывая заседание.
Однако сегодня, несмотря на проведенную работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось, а по некоторым направлениям даже возросло. «Мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности. Не достигнув тех прагматичных или, если хотите, практических целей интеграции, о которых мы неоднократно все заявляли», – подчеркнул Президент Беларуси.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также отметил необходимость устранения всех действующих изъятий и ограничений в Таможенном союзе. И указал на рост торговых диспропорций в торговле Казахстана с партнерами по «тройке». Кроме того, считает Нурсултан Назарбаев, сохраняются трудности в доступе казахстанской продукции на рынки: используются нетарифные технические барьеры, завышенные санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации, лицензированию и квотированию. Нурсултан Назарбаев также считает, что есть вопросы и по электроэнергетической сфере: Казахстан, например, не может транзитом через территорию России продавать электроэнергию в Беларусь. Со стороны предпринимателей большой критике подвергается сам Таможенный кодекс, обращается внимание на необходимость его либерализации, максимального упрощения таможенных процедур на внешней границе.
Президент Российской Федерации Владимир Путин напомнил, что Евразийский экономический союз призван обеспечить максимальную реализацию свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. «То, что мы пока не достигли по некоторым позициям того, о чем договаривались раньше, конечно, прискорбно, я здесь согласен с коллегами, нужно в этом направлении двигаться и добиваться тех целей, которые мы перед собой поставили, – заявил Владимир Путин. – Это большая работа, но она должна быть с двусторонним движением. Должен быть компромисс».
По словам российского Президента, необходимо вести речь о создании евразийских сетей в сферах энергетики, транспорта, телекоммуникаций, что обеспечит самые благоприятные условия для развития потенциала экономик трех стран.
По итогам заседания Александр Лукашенко подчеркнул, что дискуссия была острой, но стороны пришли к единому мнению, были решены все вопросы по договору о Евразийском экономическом союзе, а правительствам будут даны конкретные поручения по доработке его проекта. Президенты договорились, что проект договора должен быть готов в мае следующего года, чтобы успеть за полгода ратифицировать его в парламентах.
Президенты также подчеркнули готовность пойти и на отмену всех изъятий и ограничений в работе ТС. Но это должна быть взаимная работа всех трех стран. Как заметил Президент России, «мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать». Однако Москва при этом рассчитывает на то, что и партнеры пойдут навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны.
Президент Беларуси Александр Лукашенко также считает, что это равноправная постановка вопроса. И Беларусь готова работать без изъятий и ограничений.
Много говорилось на саммите и о расширении Таможенного союза. И по всем поставленным на заседании вопросам, касающимся Таможенного союза, ЕЭП и в перспективе Евразийского экономического союза, потенциальным участникам ТС были даны исчерпывающие и честные ответы. Будет создана рабочая группа и выработана дорожная карта, по которой будут принимать в ТС Кыргызстан и Армению.
Успешность интеграционного проекта пробудила интерес к установлению с Таможенным союзом режима свободной торговли у таких стран, как Вьетнам, Новая Зеландия, государств Европейской ассоциации свободной торговли, Израиля, других стран и экономических блоков. Президент Казахстана предложил принять в Таможенный союз Турцию, так как премьер-министр этой страны Эрдоган обратился к нему с такой просьбой. Продолжая тему, Владимир Путин отметил, что такой интерес проявляет и другая крупная мировая экономика – Индия.
Что касается присоединения Украины к ТС, то, как считает Президент России, это станет невозможным после подписания ею соглашения об ассоциации с ЕС. Владимир Путин пояснил, что в рамках этой ассоциации предполагается создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Украиной. То есть Украина берет на себя обязательства внедрить на своей территории правила и режимы торговой политики Евросоюза. «Мы считаем, что такое раскрытие рынка для нас очень опасно и неприемлемо на сегодняшнем этапе развития нашей экономики. Мы стремимся к тому, чтобы создать единое Евразийское экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, и для того, чтобы это было на равноценной, равноправной основе, чтобы мы не несли экономических потерь и, как производное, не имели проблем в социальной сфере, это должно быть согласованно, постепенно», – сказал Президент России.
Глава российского государства обратил внимание на то, что Украина обязуется внедрить на своей территории в своей экономике технические регламенты Евросоюза. Это значит, что почти все товары, производимые на Украине, должны подчиняться технологическим правилам Евросоюза, на что потребуется время. Российская сторона считает, что в результате это может привести к вытеснению украинских товаров на другие рынки, и прежде всего Таможенного союза. «Поэтому мы оставляем за собой право использовать протокол № 6 к Договору о зоне свободной торговле (Договор СНГ от 18 октября 2011 года), чтобы защитить свой рынок, – сказал Владимир Путин. – Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли, на них будет распространено право так называемого режима наибольшего благоприятствования. То есть украинские товары будут поставлены в такое же положение, как и всех других стран мира – членов ВТО».
Владимир Путин отметил, что с Президентом Украины Виктором Януковичем достигнута договоренность о проведении консультаций с украинскими партнерами в соответствии с правилами, изложенными в Договоре о зоне свободной торговли.
Что касается самого факта подписания Украиной соглашения с ЕС об ассоциации, то, как сказал Владимир Путин: «Мы не «за» и не «против». Это вообще не наше дело, это суверенное право украинского народа, украинского руководства в лице Президента, парламента и правительства».
На очередное заседание главы государств таможенной «тройки» соберутся в декабре в Москве.
Юлиан ВЛАДИМИРОВ