Окаянные дни

Источник материала:  
22.10.2013 — Разное

70 лет назад немецко-фашистские оккупанты уничтожили Минское гетто

Холокост в Минске был одним из самых массовых в Европе — в гетто находились более 100 тысяч евреев из Беларуси и стран Западной Европы. Масштабы трагедии многие годы замалчивались, и только с обретением страной суверенитета историки получили возможность изучения Холокоста как массового и жестокого проявления геноцида.

Наш собеседник белорусский историк Кузьма КОЗАК (на снимке) — авторитетный специалист в этой области, автор ряда документальных книг и кинофильмов о человеческой трагедии периода нацистской оккупации Беларуси.

— Кузьма Иванович, через долгие 70 лет какая правда открывается о Холокосте на белорусской земле?

— Холокост — проблема не одного народа или государства, это интернациональная мировая проблема. Какие уроки мы должны извлечь — 70 лет завершают не период, а целый жизненный цикл нескольких поколений. Холокост справедливо называют национальной трагедией Беларуси, которая пронизывает нашу историю. Это не только геноцид еврейского населения, но и попытка уничтожить часть богатой культуры.

Новизна современного видения Холокоста в том, чтобы он не оставался обезличенным: надо увидеть человека, назвать его фамилию, чтобы он не был потерянным для потомков. Минское гетто — одно из самых крупных в Европе, на его территории нацисты уничтожили более 70 тысяч человек. Больше его были разве что Варшавское и Львовское гетто, но данную проблему надо рассматривать в совокупности — было гетто, где жестоко убивали людей, и была Хатынь, где заживо сожгли жителей деревни. Известны эпизоды карательных операций, когда людей разных национальностей сгоняли на железнодорожные станции, всех обессилевших расстреливали и бросали в придорожные рвы. И все они канули в безвестность.

Явление Холокоста вызывает резонный вопрос: как же случилось, что человечество не смогло себя защитить, допустив такую несправедливость и жертвы?

Врага разгромили. Люди вышли из лесов, землянок, стали отстраивать жилье, возвращаться к мирной жизни, проблемы военных бед отошли на второй план. Так произошло и с Холокостом. Правда, в 1947 году появилась книга «Мстители гетто», автор которой Гирш Смоляр — один из организаторов еврейского подпольного движения против оккупантов.

А потом были долгие годы забвения о подвиге и трагедии Минского гетто, к этой теме стало возможным публично вернуться только в независимой Беларуси. В Минске на бывшем еврейском кладбище появились Камни памяти, глава государства произнес речь у Мемориального комплекса «Яма». После чего были признаны концептуальные положения Холокоста как национальной трагедии, во время которой евреи не только погибали в гетто, но и противостояли гитлеровским оккупантам. Наконец заговорили о белорусах-праведниках, людях спасавших евреев из этого ада, но почему-то ранее о них не упоминалось. На праведников мира не обращали внимания, а ведь это была одна из форм антифашистского сопротивления.

Мы помним о трагедии Минского гетто, но нельзя забывать о другом знаковом месте — концлагере Тростенец возле Минска, где были уничтожены 206 тысяч евреев и белорусов. Это памятное место объединяет также жертв из западноевропейских стран, евреев, депортированных из Германии, Австрии, Чехии и Польши. В Тростенце также были убиты тысячи советских военнопленных, представители многих национальностей. Через его кровавые ворота прошли тысячи жителей Минска, среди них участники антифашистского сопротивления, люди, попавшие в руки фашистов по воле судьбы во время облав.

Обратите внимание: количество уничтоженного населения в условиях Холокоста значительно превышает количество выживших за время оккупации. После войны в Минске осталось всего 50 тысяч жителей, а число жертв германского геноцида — 400 тысяч человек.

— Правда ли, что западные исследователи Холокоста под любым предлогом стремятся изменить статистику в сторону занижения его жертв?

— Холокост в Беларуси соприкасается с историей польского концлагеря Аушвиц (Освенцим). Здесь, как в зеркале, отражена трагедия всех наций, пострадавших от немецко-фашистского нашествия. Многие зарубежные историки не желают признавать, что на нашей территории таким Освенцимом был Тростенец. Очевиден факт: Варшавское и Минское гетто похожи по динамике уничтожения еврейского населения. Однако в Минском гетто была отлажена более жестокая система убийств затворников и такой же был режим содержания.

Окаянные дни В этом году студенты Бел­госуниверситета посетили Освенцим, и во время осмотра выставки мы обнаружили новые данные о жертвах Холокоста на территории Беларуси. Они представляют трагедию в совершенно ином свете — у нас погибло 230 тысяч евреев. Мы называем цифру около 800 тысяч, но та сторона утверждает: Западная Беларусь и жертвы, понесенные здесь евреями во время Холокоста, имеют польскую принадлежность, то есть они граждане Польши. Все, что восточнее, — это уже белорусские евреи. Вот такая проблема вырисовалась совершенно неожиданно, и взгляд на нее остается неоднозначным.

— И все же сколько евреев, белорусов, людей других национальностей погибло в Тростенце?

— Наша сторона ссылается на данные комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских оккупантов, которая приступила к работе сразу после освобождения Минска. Она обследовала Тростенец и захоронения на бывшем еврейском кладбище. Вот тогда и появились данные о 206 тысячах жертв Малого Тростенца. Немецкая исследовательница Петра Рентроп утверждает: там захоронены 55—60 тысяч человек. Большая часть жертв — депортированные из Европы евреи, на которых составлены фамильные списки, все, кто остался, — это советские военнопленные и узники Минского гетто. Получается, что там погибло более 50 тыс. евреев, 30 тысяч из которых — депортированные и 10 тысяч — минские, а еще 15 тысяч — советские военнопленные.

У меня всегда были вопросы к немецкой стороне: есть ли у них все документы по этой проблеме? На что они отвечают отрицательно. Можем ли мы полностью доверять документам, составленным эсэсовцами, неужели преступники были заинтересованы фиксировать количество злодеяний со стопроцентной точностью? Во время антипартизанских акций они уничтожали население деревень, женщин и детей, которые в отчетности значились как партизаны. Я спрашиваю: почему вы не доверяете документам советской стороны? Ответ стандартный: мол, при их подготовке было силовое давление центра как можно больше показать жертв. И еще один существенный «недостаток»: в их составлении принимали участие работники НКВД, значит, расследованиям советской стороны доверять нельзя.

Понятно, что посчитать до единого человека уже вряд ли представляется возможным, но мы не вправе отказываться от стремления внести ясность в жертвенную статистику.

— Тем не менее части еврейского населения страны удалось избежать смерти от рук нацистов.

— Нашим современникам важно понять: все евреи на территории Беларуси, согнанные в большие и малые гетто, были уничтожены. Смерти избежало около 3,5 тысячи человек благодаря участию в партизанском движении. Это те, кто покинул гетто и ушел от преследования, сражался в составе партизанских отрядов, подпольных групп. Наиболее массовое еврейское партизанское движение было в западных районах Беларуси. Первые же ростки подпольной деятельности зародились в Минском гетто, но послевоенные идеологи предпочитали не развивать эту тему. Только со второй половины 90-х годов прошлого века стали издавать книги о судьбе еврейского народа в годы Холокоста, называть улицы именами евреев — героев Сопротивления. Также появилось первое учебное пособие, в котором проблемы Холокоста отражены как явления международного масштаба.

— Значит, проблемы Холокоста в Беларуси не выпадают из современного европейского контекста?

— Я берусь утверждать, что мы работаем в общеевропейском формате. Обустраивается территория Малого Тростенца, с германской и австрийской сторонами решено создать мемориал памяти жертв Холокоста. Комплекс будет также предлагать образовательные программы. На этой базе будет создан центр по изучению данного явления — идет поиск новых материалов в архивах Германии, Австрии, Чехии. Зарубежные партнеры обещают предоставить нам 30 тыс. биографий евреев, погибших преимущественно в застенках Тростенца и Минского гетто. Сегодня стали явными факты: евреев в Минске уничтожали по особой схеме, гетто находилось в городской черте, здесь звучали выстрелы, но нацисты вдруг озаботились сохранением своего облика будущих победителей. Когда в марте 1942 года проводилась акция массового уничтожения евреев, то большую их часть вывезли на расстрел в Дзержинск, чтобы не пугать городских жителей. На еврейском кладбище уже были заполнены телами рвы, на месте будущей мемориальной «Ямы» —  котлован, но основным местом их физического уничтожения все же был Тростенец — туда, считай, круглые сутки приезжали машины-душегубки, подвозившие новых жертв из Минского гетто. У обреченных отбирали багаж и одежду, а далее они поступали в распоряжение расстрельных команд.

Ныне мы записываем много воспоминаний, создавая тем самым электронную энциклопедию жертв Холокоста. Такая работа организована впервые. Там можно ознакомиться с сотнями историй этого периода.

— Сколько же узников гетто живут до сих пор на белорусской земле?

— В живых осталось не более 100 человек…

Наша задача — помочь написать книги воспоминаний каждому из живущих узников Минского гетто, которые напомнят потомкам обо всех ужасах Холокоста. В этом также новая мотивация нашей совместной работы по увековечению памяти его жертв.

←Томатный соус

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика