Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: О нашей памяти в минуты радости

Источник материала:  
18.10.2013 — Разное

“Посуда бьется к счастью” — произносим мы в качестве оправдания из-за случайно разбитой чашки, тарелки или как утешение: мол, дорогая посуда разбилась не просто так, а на счастье. На этой неделе еще одна пара создаст еврейскую семью в Минске. В конце церемонии Андрей и Марина традиционно разобьют бокал. Однако сделают они это не “на счастье”, как десятки тысяч других пар, а в “память”.

В принципе, всем этапам еврейской свадьбы можно найти объяснение. Церемония проходит под балдахином, что является символом дома новобрачных. Подписание “Ктубы”, своеобразного брачного договора, сегодня стало уже естественным для многих пар. Обычай надевания кольца (а в либеральных общинах обмен кольцами) существует и в других культурах и вероисповеданиях. Чтение раввином семи благословений, исключительно еврейское и религиозное действие, имеет все же параллели и в других церемониях. И не только у евреев. Но вот разбивание в конце церемонии бокала, если не по форме, то по содержанию значительно отличается от традиций других культур. Бокал разбивают не на счастье, а в память о разрушении Иерусалимского храма, как и в память о постигших евреев несчастиях и бедах.

Безусловно, в ряде традиций и обычаев, касаемых свадьбы, есть место памяти и в чем-то скорби, но скорее до церемонии. Именно до церемонии молодожены едут, при желании, положить цветы к памятникам. Однако здесь присутствует традиция завершать радостную церемонию с целью вспомнить, что в истории твоего народа было не радостно. Не странно ли это?

А все началось веков пятнадцать назад, в момент, когда мудрец Талмуда рав Аши женил своего сына, устроив пышный пир. Талмуд (трактат Берахот) рассказывает, что, с одной стороны, он был рад женитьбе и торжеству, но с другой, заметил, что многие из гостей развеселились так, что забыли, что Иерусалимкий храм разрушен. Сложно объяснить, что именно в поведении гостей расстроило мудреца, но он взял сосуд из дорогого стекла и разбил его. После этого огорчились все присутствующие на свадьбе. И нам остается предполагать, что рав Аши посчитал, что этим действием он доказал — память о потерях народа должна присутствовать даже в самые радостные минуты. Через пару веков разбивание стеклянного сосуда после свадебной церемонии и до праздничного стола стало обычаем.

На некоторых свадьбах стакан разбивает жених, на некоторых жених и невеста, но оба они хоть на секунду выражают этим жестом память, сочувствие и солидарность. А может, в этом кроется некий секрет семейного счастья — со знанием того, что не все и всегда бывает только хорошо, с чувством, что не только нам, но и другим нужно сочувствие в минуты страданий и потерь, с верой, что наше счастье нужно поддерживать взаимопониманием и духовным поиском.

←Выход найден

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика