Греческое безумие
Конец сентября принес Греции новые массовые забастовки и акции протеста, сопровождавшиеся столкновениями с полицией. Манифестанты выступали против мер жесткой экономии, предложенных правительством.
Впрочем, на этот раз к социальным требованиям прибавились и политические: протестующие требовали положить конец деятельности профашистской партии «Золотой рассвет». Своей целью она провозгласила возвращение стране ее прежнего величия и изгнание эмигрантов. В воплощении этой идеи нацисты ни перед чем не останавливаются и уже более года устраивают погромы в лагерях беженцев и нападают на выходцев из стран Азии и Африки. Подобные акции не раз оканчивались убийствами, однако правоохранительные органы и правительство предпочитали не уделять этим случаям особого внимания.
Ситуация изменилась в начале осени. Тогда всю страну потрясло убийство певца Павлоса Фиссаса, придерживавшегося левых взглядов. Полиции не составило большого труда выяснить, что за этим преступлением стоят боевики «Рассвета». На следующий день после произошедшего тысячи греков вышли на улицы с требованием положить конец деятельности радикалов. Акции протеста сопровождались столкновениями с полицией и ультраправыми.
В результате греческое правительство было вынуждено обратить повышенное внимание на сложившуюся ситуацию и начать процесс запрета деятельности «Золотого рассвета». Было инициировано расследование деятельности радикалов. Масла в огонь подлили и публикации в местных СМИ о том, что боевики партии проходят подготовку в спецподразделениях греческой армии и пользуются покровительством в силовых структурах страны. Проверка материалов отчасти подтвердила изложенные факты и способствовала началу широкой кампании против неофашистов. Семь полицейских были временно отстранены от службы из-за предполагаемых связей с правыми. Кроме того, два служителя правопорядка ушли в отставку по собственному желанию. Вслед за этим в офисах «Золотого рассвета» в Афинах были проведены обыски и арестован еще один полицейский, которого подозревают в участии в антииммигрантских акциях партии. Прошли аресты неофашистов и в других городах республики. Параллельно правительство заявило о намерении запретить финансирование партии в связи с тем, что многие ее руководители и члены причастны к уголовным преступлениям. В Верховный кассационный суд Греции было направлено предложение признать «Рассвет» преступной организацией и привлечь к судебной ответственности всех его членов и сторонников. Также была снята и государственная охрана с депутатов и лидеров неофашистов. Наконец, 28 сентября несколько лидеров партии, включая пять депутатов парламента, были арестованы.
«Христи Агви», так звучит на греческом название «Золотого рассвета», попала в греческий парламент на фоне недовольства населения мерами жесткой экономии. На выборах в прошлом году она набрала 7 % голосов, получив 18 мест. Сегодня партия по-прежнему остается третьей по популярности политической силой страны. После произошедшего убийства ее рейтинг начал снижаться. Тем не менее она продолжает пользоваться поддержкой десятков тысяч греков. Они благодарны за гуманитарную помощь, которую члены «Рассвета» регулярно распространяют среди нуждающихся, и разделяют его националистические и расистские взгляды. Поэтому не исключено, что в случае продолжения давления властей наиболее радикальные сторонники партии могут уйти в подполье и начать оказывать сопротивление. В ход пойдут уже не бутылки и камни, а огнестрельное оружие. В таких условиях противостояние в Греции может перерасти если не в гражданскую, то уж точно в террористическую войну. Тем более что для страны, на протяжении десятилетий подвергающейся атакам левых экстремистов, она не станет чем-то уникальным.
Симпатии Европы в происходящем целиком находятся на стороне греческого правительства. На днях представители Совета Европы призвали правительство Греции запретить «Христи Агви». Брюссель заинтересован в стабильности республики как члена ЕС и восстановлении ее экономики. Тем не менее пока экономика Греции от глубокого кризиса еще не оправилась. Безработица среди молодежи достигает 63 %. Поэтому опасность превращения конфликта между правыми и левыми в гражданский конфликт с неизвестным финалом никуда не делась.