Коммуникационная сеть страны
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием территориальной целостности, единства ее экономического пространства.
По утверждению министра транспорта России Максима Соколова, транспортный комплекс страны справляется с возложенными на него задачами. А положительные итоги его работы показывают правильность выбранных направлений развития.
Выступая перед депутатами Госдумы в рамках «правительственного часа», министр сказал, что значительный вклад в увеличение пассажирооборота вносит авиационный транспорт. За первое полугодие текущего года российскими авиакомпаниями перевезено почти на 20 % больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.
За прошлый же год авиакомпаниями перевезено 74 млн пассажиров, что более чем на 15 % выше уровня 2011 года. Этот показатель в три раза превышает мировые темпы прироста авиаперевозок. Но при этом на долю региональных перевозок приходится пока менее 7 % от общего объема. Поэтому Правительство РФ утвердило разработанную Минтрансом России «дорожную карту», которая предусматривает увеличение к 2015 году объемов перевозок на региональных линиях до 7 млн пассажиров в год, что на треть выше уровня 2012 года.
Доступность внутренних региональных и местных перевозок сегодня обеспечивается в первую очередь реализацией программ субсидирования. В настоящее время реализуется пять таких программ. Летом текущего года Правительством РФ был принят новый формат субсидирования региональных маршрутов, который уже применен на 67 регулярных авиалиниях. За счет субсидий из федерального бюджета проводится работа по сохранению и развитию инфраструктуры убыточных аэропортов регионального и местного значения.
Ключевыми мероприятиями по развитию инфраструктуры гражданской авиации стали реконструкция и развитие аэропортовых комплексов Московского авиаузла. Завершено строительство аэропортовых комплексов в Казани, Сочи, Владивостоке, Саранске и Белгороде. Введен в эксплуатацию вертодром на острове Русский и два новых гражданских аэродрома Бованенково и Талакан. Начато строительство долгожданных новых аэродромов в Саратове и Ростове-на-Дону.
Говоря о морском и речном флоте, Максим Соколов проинформировал депутатов о том, что в текущем году морской флот пополнился 41 новым судном – это в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию еще 22 судна. Также начато строительство четырех дизельных и одного атомного ледокола.
Увеличилась численность транспортного флота, контролируемого российскими компаниями (на начало года – 1441 судно). Начал реализовываться закон по регулированию мореплавания в акватории Северного морского пути. В текущем году завершена установка навигационного оборудования на всем протяжении внутренних водных путей с гарантированными габаритами, а это более чем 52 тысячи км.
Впервые за последние 20 лет в августе текущего года в Рыбинске состоялась закладка нового пассажирского судна на подводных крыльях «Комета-120М». Строительство судов такого класса позволит начать возрождение скоростного пассажир-ского сообщения по водным артериям России.
Остановившись на работе железнодорожного транспорта, министр пояснил, что в 2012 году было перевезено более 1 млрд пассажиров. Из них в пригородном сообщении – 940 млн. В настоящее время ускоренными темпами идет реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Этот масштабный проект позволит связать пригородные перевозки и городской общественный транспорт в единую транспортную систему, услугами которой смогут воспользоваться не менее 250 млн пассажиров в год.
Одной из важнейших на сегодняшний день задач дорожного хозяйства является завершение в следующем году перехода на 100-процентное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог по утвержденным нормативам. Уже приняты все необходимые решения для создания с 2014 года муниципальных дорожных фондов.
По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать. Поэтому основные направления развития отрасли нашли свое отражение в обновленной Транспортной стратегии на период до 2030 года, одобренной Правительством РФ в августе текущего года.