Ключевое направление – подготовка кадров
Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Александр Дегтярев считает, что в XX веке российская система инженерного образования считалась одной из лучших в мире. Об этом он рассказал на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Традиции российской системы инженерного образования, адаптированные к условиям советской экономики, в кратчайшие сроки обеспечили ее развитие: создание космических технологий, атомной промышленности и так далее. Поэтому считаю развитие отечественной инженерной школы важнейшим фактором экономического прогресса и современной России и одной из стратегических задач. Хотел бы подчеркнуть, что одним из ключевых направлений инженерного образования является подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса. Это важнейший фактор стратегического развития и безопасности нашего государства.
Сегодня решение этой проблемы зависит от эффективного взаимодействия всех участников: государства, общества, системы образования и, конечно, личности.
Два слова о тех проблемах, которые, на мой взгляд, заслуживают особого внимания.
С 2011 года изменился порядок реализации государственного плана подготовки инженерных кадров и научных работников для организаций оборонно-промышленного комплекса в части, например, необходимости заключения договоров между вузами и органами государственной власти, обязанности выдачи абитуриентам направлений на целевой прием от предприятий ОПК в вузы, обязательности заключения договоров на подготовку кадров между вузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
В результате изменились контрольные цифры целевого приема, что привело к увеличению числа вузов, осуществляющих подготовку кадров для ОПК, в два с половиной раза – с 55 до 120 (при этом среди них оказались непрофильные вузы, которые раньше никогда не занимались этой подготовкой, в том числе педагогические, лингвистические, экономические вузы, вузы дизайна, технологий и так далее), к существенному снижению контрольных цифр целевого приема в вузах, традиционно готовящих кадры для ОПК. Для ряда вузов задание государственного плана в рамках целевой подготовки специалистов было сформировано впервые и ориентировано на малую численность студентов, что, в свою очередь, влечет дополнительные финансовые расходы. Это также привело к включению в заявки предприятий направлений подготовки по специальностям, не входящим в утвержденный перечень групп специальностей, и к снижению почти вполовину количества договоров между студентами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Министерство образования и науки Российской Федерации уже приступило к разработке программы, рассчитанной до 2020 года. В этих документах необходимо отразить такие болезненные моменты, как установление контрольных цифр целевого приема для оборонно-промышленного комплекса в вузах, которые традиционно готовят эти кадры. Предусмотреть отсрочку от призыва на военную службу для граждан, окончивших вузы по специальностям, обеспечивающим научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и высокотехнологичное производство, и работающих на предприятиях и в организациях оборонно-промышленного комплекса. Необходимо поднять роль фундаментальной науки для поддержки таких университетов, рассмотреть вопрос о возможности освобождения от уплаты НДС услуг по выполнению научно-исследовательских работ, проводящихся по этому профилю, и включения затрат на подготовку кадров в себестоимость продукции оборонных предприятий.
Как решает эти вопросы новый закон «Об образовании в Российской Федерации»? Статья 81 впервые закладывает как норму закона особенности подготовки кадров для ОПК страны, статья 72 говорит об интеграции университетских центров и возможностях сетевого взаимодействия и, наконец, статья 56 актуализирует проблему целевого приема, которая очень важна для подготовки кадров для этой отрасли.
Хотелось бы, чтобы действие этого закона, а также предложения специалистов получили развитие в правоприменительной практике.