Протоиерей Евгений Свидерский: “Пресвятая Богородица, помогай нам!”
В сентябре празднуется церковное новолетие
И это не тот известный многим старый Новый год, который по Юлианскому календарю приходится на тринадцать дней позже принятого гражданского. Ранее, до петровской календарной реформы, отсчет нового года начинался с началом сентября. Сейчас прежнее новолетие осталось только в Православной Церкви.
Весь годовой цикл богослужения начинается именно с 1 сентября по старому стилю. В эту календарную сетку более гармонично вписывается один из главных церковных православных праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Ведь с рождением Пречистой начинается новый этап жизни всего человечества. Сбываются надежды предыдущих поколений, исполняются ветхозаветные пророчества, приближается время пришествия в мир долгожданного Мессии, Спасителя мира. Не случайно в кратком песнопении празднику говорится, что Рождество Богородицы Девы возвестило радость всей Вселенной, потому что из Нее воссияло Солнце правды Христос Бог наш.
Эта радость была сначала не такой громкой. Мария стала долгожданным ребенком для ее престарелых родителей Иоакима и Анны. Всю жизнь им пришлось носить печать позора из-за бездетности. Ведь в то время это толковалось не иначе как проклятие рода, поскольку из него не мог родиться Спаситель мира. Иоаким и Анна не заслуживали такого поношения. Их ближние знали праведную жизнь этой семьи. Но Бог своих избранников испытывает особо. Об этом нам говорит и Священное Писание: “Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь” (Пс. 33, 20). Поношение бесчадства для праведной четы было снято лишь в глубокой старости. Но в том еще более подтвердилось их избранничество Богом, еще более оправдалась их вера, еще более прославился Сам Господь. Рождение у праведников святой дочери явилось плодом их многолетних молитв.
И могло ли быть иначе? Только там, где человек всю свою волю покоряет воле Творца, может совершаться чудо. Что человеку невозможно, возможно Богу. Разве могли уже надеяться престарелые родители на самих себя в своей бездетности? Конечно, они ожидали только чуда от Бога. И Господь не посрамил их чаяний. Радость родителей Пресвятой Девы стала всеобщей радостью боголюбивых людей.
Повторяя мысль митрополита Сурожского Антония (Блума), в лице Девы Марии человечество ответило взаимностью на любовь Творца к своему творению. Никто из всех живших ранее и ныне живущих, и будущих поколений людей не смог и не сможет так всецело посвятить себя Богу. Прежде чем Пречистая смогла вместить в себе Бога, Она смогла покорить свое сердце только Его воле. Эти слова могут быть не совсем понятны тем, кто позабыл настоящее чувство любви. “Любовь не ищет своего”, как точно выразил это чувство апостол Павел. Настоящая любовь всегда жертвенна. И практически все люди испытывали это чувство по отношению к любимому человеку. Но немногие могут пронести его через всю свою жизнь. Любовь — то чувство, которое нужно оберегать, хранить, взращивать, бороться за него. Проще говоря, любовь — это дар, но чтобы его сохранить, нужно трудиться всю жизнь. И если мы говорим, что это непросто в человеческих отношениях, то в отношениях между Богом и человеком все намного сложнее.
Человеку свойственно забывать о Боге в благополучное время его жизни. Это состояние святые отцы характеризуют как расслабленность души. В этом состоянии мелкие, по мнению самого человека, грехи становятся допустимыми. Но в духовной жизни нет мелких грехов. Грех, пусть самый маленький, с нашей точки зрения, — это препятствие между Богом и человеком. И в связи с этим должно быть понятно, насколько сложно быть в единении с Богом постоянно. Можно видеть на примере жизни святых, какие духовные подвиги совершаются, чтобы убить в себе те страсти, которые препятствуют постоянному пребыванию с Богом. А для Пресвятой Девы Марии такое пребывание со своим Творцом было естественным ее состоянием! Потому-то Она и называется большей по чести всех Ангельских сил. Именно поэтому Она стала избранной из всех людей, чтобы Бог смог воплотиться и стать человеком. Если бы не нашлось такого человека на земле, то каждый из нас не мог бы уже надеяться на жизнь после своего земного пребывания! Поэтому ее Рождество не может быть просто личным праздником.
Это праздник каждого, кто верит во Христа, кто всю свою жизнь старается строить по Его заповедям. И в этот день мы приходим в храм, чтобы чествовать Божию Матерь. Ее помощь всегда действенна для тех, кто призывает Ее в своих молитвах. Такое общение соединяет Небо и землю, и тогда жизнь становится намного радостнее, светлее. Если каждый хвалится своим хорошим другом, то как не хвалиться тем, что мы имеем возможность общения с человеком, кого Бог послушает в первую очередь! Этот факт подтверждает то место Святого Евангелия, в котором говорится о браке в Кане Галилейской. Но этот факт может подтвердить каждый, имеющий молитвенный опыт обращения к Пресвятой Деве. Не нужно бояться и в праздник Ее Рождества обратиться к Ней со своими нуждами. Каждый будет услышан Божией Матерью. И о каждом, кто обратится к Ней, Она будет ходатайствовать пред своим Божественным Сыном. И если Ее ходатайство всесильно, стоит ли пренебрегать возможностью изменить нашу жизнь к лучшему? Вознесем же привычную в церкви молитву к Пречистой в день Ее славного Рождества: “Пресвятая Богородица, помогай нам!”