Камень на развилке шляха
«Направо пойдешь – коня потеряешь. Налево пойдешь…» Украина сейчас напоминает витязя на распутье, застывшего в тяжком раздумье: куда идти дальше.
Если Украина подпишет соглашение об ассоциированном членстве в Евросоюзе, вход для нее в Таможенный союз будет закрыт. О том, что Украина выиграет, что проиграет в случае отказа от вступления в ТС, шел разговор в РИА «Новости» в ходе видеомоста Москва – Киев на тему: «Ассоциация с ЕС или Таможенный союз? Прагматичные интересы Киева».
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, ассоциация Украины с ЕС не даст ей никаких преференций. «Сейчас у Украины при 30 процентах экспорта в Евросоюз никаких преференций нет, а при 40 процентах экспорта в Россию преференции есть. Но когда Украина подпишет это соглашение, от Евросоюза преференций как не было, так и не будет, а вот с Россией они вынужденно резко уменьшатся». Россия, пояснил он, заинтересована в том, чтобы долгосрочные технологические проекты развивать в первую очередь с членами Таможенного союза и будущего Евразийского экономического пространства.
Руководитель Центра постсоветских исследований Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский убежден в том, что российский бизнес многое потеряет, если Украина заключит договор об ассоциации с ЕС. Ученый считает, что нужно взвесить обязанности, которые возложит на Украину соглашение с ЕС, а также какие барьеры это возведет для сотрудничества со странами Таможенного союза и СНГ в целом. Л. Вардомский напомнил о том, что российский капитал имеет много активов на Украине, которые тесно связаны с экономикой РФ. «Это машиностроительные заводы в Сумах, Харькове, Киеве». Если начать «сгоряча рубить», потеряет не только Украина, но и Россия, так как множество компаний не смогут воспользоваться этими активами.
Директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Виктор Спасский настроен не так пессимистично. «Украина – сосед Таможенного союза, и при любом раскладе экономические отношения развиваться будут. Вопрос в том, какими темпами», – сказал он. У Украины, уточнил он, сегодня есть возможность сотрудничать с Таможенным союзом даже после подписания соглашения с Евросоюзом. В рамках сотрудничества между Украиной и ЕЭК подписано три меморандума. Первый касается взаимодействия в торговой сфере – прошло два заседания и готовится третье, второй документ касается технического регулирования, так как для сохранения рынка стран ТС нужно соответствовать техническим регламентам, которых будет 61. Третий документ касается статуса наблюдателя в ЕЭК. «В рамках этих документов можно обсуждать вопрос снятия взаимных барьеров в торговле, а также недопущения «торговых войн», – подчеркнул В. Спасский.
Самая главная «война», которая сейчас проиграна Российской Федерацией, – это информационная война за Таможенный союз, убежден украинский социолог, директор компании Research&Branding Group Евгений Копатько.
51 процент украинцев отмечает, что «работа с позиции силы» в отношении Украины со стороны России не приведет к позитивному результату. «Мы до конца не понимаем наших экономических и политических рисков в том или ином случае». По словам украинского эксперта, за все время так и не нашлось таких аргументов за Таможенный союз, которые стали бы доминировать в украинском информационном пространстве. «Сейчас решение принято. После литовского саммита – Украина надеется подписать Соглашение об ассоциации с ЕС в конце ноября этого года на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе – скорее всего, мы будем смотреть на политические, экономические и социальные последствия, которые есть», – сказал социолог. Он также отметил, что Россия не использовала важный ресурс связей между украинцами и россиянами: «85 процентов украинских граждан имеют близких, дальних родственников, друзей, знакомых в Российской Федерации». По мнению Евгения Копатько, в гуманитарной сфере не было ни одного знакового проекта, который бы налаживал «символические связи» между Украиной и Россией. Если «Харьковские соглашения» с Россией 2010 года поддерживали 60 процентов украинцев, то в 2011 году – лишь 38, уточнил он.
Украина заинтересована в сотрудничестве с Таможенным союзом, убежден директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. И проблемы этого сотрудничества будут решены тогда, когда ТС найдет эффективную модель взаимодействия с Евросоюзом. «И тогда у Украины вообще не будет проблем. Она естественно впишется в эту картину», – сказал украинский эксперт. Пока неясна перспектива с членством в ЕС. «Мы знаем, что Европа до сих пор отказывается записать в соглашении перспективу членства. Мои беседы с европейцами говорят о том, что в ближайшие 20 лет шансов стать членами ЕС у нас нет». Сегодня, считает М. Погребинский, вопрос в том, как в условиях принятого решения (о подписании Соглашения об ассоциации Украины с ЕС) минимизировать потери и не создать максимум проблем для обеих сторон – Украины и РФ. «У России 6 процентов товарооборота с Украиной, а у нас с Россией – 36. Ясно, что для нас намного тяжелее, но и 6 процентов – это тоже немало», – добавил политолог.
– Я хотел бы, чтобы наши коллеги в России понимали, что Украина находится в невероятно тяжелом положении, Украина не может сделать однозначного выбора в одну сторону. Ну почему не принять это как факт и не искать способ помочь Украине быть и там, и там? Европа говорит: только с нами, и Россия говорит: только с нами. Не получается. Мы имеем 30-процентный оборот с Европой, 40-процентный – с Россией. Разница есть, но не настолько, чтобы мы могли от кого-то резко отвернуться, – констатировал Михаил Погребинский.