Нравственность абсолютна. Прогресс относителен
![](http://www.21.by/pub/news/2013/09/1379451623501340.jpg)
Лев КРИШТАПОВИЧ, доктор философских наук
Сегодня ведется много разговоров о модернизации экономики Беларуси и России. Считается, что обе страны должны проводить ее через признание европейских ценностей и смену ментальности наших народов. Аргументируют так: дескать, наши народы привержены патерналистской психологии, а поэтому, чтобы осуществить модернизацию экономики, надо сменить ментальные характеристики населения, сделать его по-настоящему европейским.
И мы вроде бы соглашаемся с такой аргументацией. Но в том-то вся и пикантность, что это абсолютно ложный подход. Ибо в основе модернизации и расширения возможностей человека, в том числе и его инициативы, предприимчивости, должно лежать чувство собственного достоинства. Человек, которому постоянно внушают, что он лентяй, что у него психология иждивенца, что ему надо поменять свою ментальность, будет всегда чувствовать свою социальную и нравственную ущербность, приниженность. Думать, что такой человек будет способен к некоему инновационному мышлению, а следовательно, и к модернизации экономики — глубочайшее заблуждение. Отказываться от своей ментальности — значит отказываться от самого себя, от своей идентичности, исчезнуть как народ. И вообще, народ, который победил фашизм и возродил к жизни свою страну, по определению не может быть иждивенцем. Иждивенцы — это те, кто только смотрит в рот чужому дяде, принимая за чистую монету его фарисейские причитания о демократии и правах человека.
Кстати, мы много говорим об успехе китайских реформ. Но во всех этих разговорах нет главного. Нет понимания того, что проведение экономических реформ в Китае осуществляется на основе национальных ценностей китайского народа. В отличие от постсоветских республик, где под предлогом перехода от плановой к рыночной экономике навязывалась политика перехода от национальной системы ценностей к западным идеям и ценностям. Отсюда и принципиально различные последствия в Китае и постсоветских республиках при проведении, казалось бы, одних и тех же экономических преобразований. В Китае эти реформы на основе своих национальных ценностей увеличивали благосостояние народа и могущество страны, а на постсоветском пространстве на основе отрицания своих ценностей привели к обнищанию населения и деградации государственности.
Отметим такую закономерность: среди бывших советских философов и экономистов наибольшими антисоветчиками и антикоммунистами оказались те, которые как раз и занимались “критикой” западных учений. Именно эти “специалисты” и стали наиболее рьяными адептами рыночных реформ, то есть тех реформ, опровержением которых они лишь и занимались в советское время. Сегодня, требуя замены национальных ценностей и традиций чуждыми идеями, смены ментальности, привязки постсоветских республик к западной колеснице, они сбивают наши страны на обочину исторической дороги, на периферию мирового развития.
Здесь возникает еще один интересный вопрос. Мы сегодня много говорим о замещении иностранной продукции отечественными товарами. И это совершенно правильно. Ибо без развития своего производства нельзя вести речь о сохранении экономической безопасности наших стран. Но если это верно, то должно быть верно и то, что нам уже пора осуществить своеобразное импортозамещение иностранных идей и ценностей национальными идеями и ценностями. Ибо без этого условия все наши разговоры о национальной идее, об уважении к своему прошлому, о воспитании патриотизма останутся гласом вопиющего в пустыне. Как мудро заметил Конфуций, “исключительное занятие чуждыми учениями может только приносить вред”.
Могут возразить: а как же быть с западными технологиями, которые мы хотим приобретать, чтобы модернизировать экономику? Здесь важно понимать, что западные технологии — это результат научно-технического развития всей современной цивилизации, а не только западного сообщества. Например, знаменитая Силиконовая долина в США. Ведь это скорее не Запад, а Восток, поскольку без индийских специалистов не было бы никакой Силиконовой долины. Аналогично обстоит дело и с другими наукоемкими технологиями. И самое главное. Как раз эти технологии Запад и не хочет предоставлять незападным странам, воздвигая на пути трансферта этих технологий всевозможные ограничения и преграды. А вот свой социально-политический мусор (лицемерную демократию, олигархию, однополые браки и тому подобное) западные правительства всеми способами, даже военной силой, стремятся навязать другим странам и народам. Очевидно, что подобные идеи и технологии идут вразрез не только с прогрессом, но и самой природой человека.
Важно понять, что проблему модернизации экономики нельзя экстраполировать на сферу нравственности. Можно говорить о модернизации экономики, но нельзя вести речь о модернизации нравственности. Почему? Потому что у нравственности нет прогресса. Нравственные ценности абсолютны. Нравственность имеет дело не с сиюминутным, относительным, а с вечным, совершенным. Человек может быть более умным или менее умным, но человек не может быть более честным или менее честным. Человек или честен, или бесчестен. Ментальность человека — это его непреходящая ценность. Пытаясь сменить ментальность, то есть модернизировать систему ценностей белорусов и русских, мы тем самым лишаем их своей устойчивости, смысла жизни, превращаем их деятельность в дурную бесконечность, никогда не достигающую своей завершенности и определенности. Только уважение к своим национальным ценностям и традициям, только чувство своего национального достоинства являются основой экономического процветания страны, модернизации ее экономики. И тогда сами собой отпадут фальшивые рассуждения о смене ментальности наших народов как якобы необходимом условии модернизации наших стран.