Выход из сирийского тупика найден
Ситуация вокруг Сирии постоянно меняется. Совершенно новым ее фактором стала инициатива России о передаче сирийских химических арсеналов под международный контроль.
Эта инициатива была высказана во время встречи в Москве министров иностранных дел РФ и Сирии. «Если установление международного контроля над химическим оружием в этой стране позволит избежать ударов, то мы немедленно включаемся в работу с Дамаском, – сказал российский министр Сергей Лавров. – Призываем сирийское руководство не только договориться о постановке мест хранения химического оружия под международный контроль, но и о последующем уничтожении, а также о полноценном присоединении к организации по запрещению химического оружия».
Ранее глава госдепартамента США Джон Керри заявил, что президент Сирии Башар Асад может избежать иностранного военного вмешательства, если в течение следующей недели передаст все химическое оружие международному сообществу.
Дамаск немедленно приветствовал инициативу России о возможности передачи сирийского химического оружия под международный контроль, о чем сразу заявил глава МИД Сирии Валид Муаллем.
Положительная реакция последовала и из Вашингтона. Президент США Барак Обама в серии телеинтервью одобрительно высказался о предложении России. Отвечая на вопрос телеканала ABC, можно ли отложить удар по Сирии при условии передачи химоружия, находящегося в руках сирийских вооруженных сил, под международный контроль, президент США сказал: «Конечно. Если это действительно произойдет».
«Мы будем следовать этим дипломатическим путем. Я горячо надеюсь, что это можно разрешить невоенным путем, – сказал Обама в интервью Fox News. – Мы немедленно начнем говорить с русскими и искать, какие конкретные вещи они могут предложить».
По его словам, говорить о формулировках новой договоренности преждевременно, но в идеале химическое оружие должно быть вывезено из Сирии и уничтожено.
Практически одновременно с выступлением президента паузу взял сенат, который должен был уже 11 сентября проголосовать по резолюции о применении вооруженных сил в Сирии. Лидер демократического большинства Гарри Рид решил отказаться от проведения голосования и отложить его на неопределенный срок. Это вполне понятно, ибо Рид не хочет подставлять президента-однопартийца. В настоящее время конгресс очень далек от консенсуса по сирийской проблеме. Из 100 депутатов сената за удар по Сирии выступают 23, против – 29, остальные 48 не определились. Соответственно, как минимум 28 из этих 48 Обаме надо привлечь на свою сторону, чтобы добиться большинства. Но в палате представителей ситуация для «ястребов» совершенно безнадежная: за удар – 27 депутатов из 433 (еще 2 депутатских места сейчас вакантны), против – 218, 188 не определились. Как несложно подсчитать, даже если все неопределившиеся выскажутся за, это будет меньше половины депутатов.
Совершенно очевидно, что и сам Обама воевать совершенно не хочет (группировка войск для удара по Сирии на самом деле так и не начала создаваться), он прекрасно понимает, что это потребует огромных расходов и может привести к исключительно тяжелым последствиям как для всего Ближнего Востока, так и для самих США. Но он уже сделал сам себя заложником собственных слов про «красную черту», которую якобы перешло сирийское правительство, обвиняемое США в применении химического оружия против мирного населения. Обвиняемое, заметим, пока бездоказательно, ибо представленные в качестве подкрепления данного обвинения факты не выдерживают никакой критики.
Негативная по отношению к идее удара по Сирии позиция конгресса поможет сохранить лицо президенту, который поторопился объявить крестовый поход, не обзаведясь ни знаменем, ни поддержкой внутри страны, ни верными союзниками. Но, с другой стороны, позиция конгресса продемонстрирует слабость его позиций даже внутри собственной партии: 63 депутата от демократов выступают против удара. Поэтому инициатива Москвы для него – настоящее спасение. Она позволяет сохранить лицо всем. Отказ от этой инициативы обеспечивает гарантированную потерю политического реноме как внутри страны, так и в мире, ибо обнажит подлинные и не очень приглядные цели американской политики в Сирии – вовсе не «заботу о безопасности мирного населения», а свержение любыми средствами режима Башара Асада.
Поддерживаемая Вашингтоном и Западом сирийская оппозиция заявила, что российские предложения ее не устраивают. И здесь, наверное, уместно напомнить о российском расследовании обстоятельств химической атаки в начале лета у города Алеппо. В соответствии со 100-страничным докладом, представленным Россией в ООН, химическое оружие применила тогда именно оппозиция. Поэтому столь показательно и совсем неудивительно неприятие оппозицией российской инициативы. Это касается и аналогичной позиции Турции. Но сейчас важнее позиция американского президента, потому что без США никто воевать против Сирии не будет.