Блеск и нищета
Почему развитым странам угрожает увеличивающееся неравенство?
“Нью-Йорк — город контрастов” — известная фраза, отправленная “Бриллиантовой рукой” в золотой фонд цитат советской эпохи, имеет не только ироничный, но и вполне реальный смысл. Любой путешественник подтвердит: поражая воображение мостами и небоскребами, этот город, как и десятки других мегаполисов мира, имеет и зоны вопиющей нищеты, с которыми не сравнятся никакие “хрущобы” фабричных поселков постсоветского пространства. При этом мировые эксперты бьют тревогу: человечество становится все более развитым, жизнь — все высокотехнологичнее, а социальная пропасть между его представителями — все глубже.
Я начал жизнь в трущобах городских
В этом году активисты организации Society for Community Organization опубликовали необычные снимки “непарадного Гонконга” — одного из самых богатых городов Азии. На душераздирающих фотографиях, сделанных сверху, видны старые обшарпанные боксы размером два на три метра, не имеющие крыш. В них — предметы первой необходимости: кровать, стул, столик, печка для приготовления пищи. Для полок места нет, поэтому вещи и предметы развешаны на облупленных стенах. В таких условиях живут тысячи бедных семей. Пожилые люди, работающие и безработные ютятся на этих клочках жилплощади, не имея достаточного дохода, чтобы оплатить аренду более пригодного жилья. Ведь Гонконг — один из главных в мире лидеров по росту цен на недвижимость.
В индийском городе Мумбаи, бывшем Бомбее, трущобы и вовсе растут как грибы после дождя, поскольку их жители не платят налог на недвижимость. Ныне, как сообщают индийские информагентства, власти задумываются о распространении налогообложения и на такое жилье, чтобы избежать превращения Мумбаи в одну большую помойку: по официальным подсчетам, подобное “несанкционированное жилье” составляет не менее 60 процентов всей недвижимости города. Впрочем, обложить трущобы налогом, конечно, можно, но смогут ли их обитатели его платить?
Край небоскребов и роскошных вилл
Страдают от нищеты и... толстосумы. Три года назад гражданский суд Бельгии вынес скандальный приговор в отношении бизнесмена, которого постоянно похищали и грабили. Виновным в этом был признан... сам богач, при этом аргументация бельгийского судьи многих шокировала: “Неразумно разъезжать в “Ягуаре” и селиться в красивом доме посреди бедного и депрессивного города”. Адвокат подсудимого восприняла произошедшее как возмутительный курьез и вопиющую несправедливость. “Получается, что в городе Шарлеруа в целях собственной безопасности нужно ездить в “Трабанте”, — резюмировала юрист. — А также ходить в трениках и жить в доме-развалюхе. Только так можно избавить себя от внимания со стороны хулиганов, а также от упреков со стороны суда”.
Однако курьез курьезом, но это дело выявило серьезную социальную пропасть даже в столь экономически благополучной стране, как Бельгия. С одной стороны, в какой-то степени подобное было предсказуемо: большинство бельгийцев считают Шарлеруа самым бедным местом Европы, где правит нищета и нет экономических перспектив. С другой — такое положение вещей влечет за собой новые, все более ужасающие последствия. Несчастный бельгийский городок ныне приумножает свою дурную славу: сперва он попал на страницы мировых газет в связи с преступлениями “Чудовища из Шарлеруа” — маньяка-педофила Марка Дютру, который превращал девочек в секс-рабынь, а затем убивал их, позднее уроженка этих мест стала первой смертницей европейского происхождения, взорвав себя в 2005 году в Багдаде. В муниципалитете же обнищавшего города правят бал чиновники, прославившиеся на всю страну запредельной коррупцией.
О, если б мне хоть раз набраться сил...
Тревогу бьет и Международная организация труда. В преддверии саммита “Большой двадцатки”, состоявшегося на прошлой неделе в Санкт-Петербурге, генеральный директор МОТ Гай Райдер подчеркнул необходимость стимулирования потребительского спроса с целью повышения экономического роста и создания новых рабочих мест. “В одних только странах Группы двадцати насчитывается около 93 миллионов безработных, а в мире число безработных составляет около двухсот миллионов человек, — отметил он. — В некоторых странах возникла социальная напряженность, зачастую связанная с этими проблемами. Ситуация не изменится, если не предпринять решительных действий”.
У природы нет плохой погоды?
Перспективы всего перечисленного выше удручают. По расчетам ООН, к 2015 году в мире в условиях крайней нищеты будут проживать 900 миллионов человек. В одной Индии таковых будет более 300 миллионов. Рост населения на планете будет сопровождаться увеличением спроса на продовольствие, весьма серьезные последствия для миллионов малоимущих во всем мире будет иметь и процесс изменения климата. В развивающихся странах уже сейчас очевидны последствия изменений температуры: неурожаи и падеж скота приводят к экономическим потерям и подрыву продовольственной безопасности, особенно в отдельных частях Африки к югу от Сахары.
В результате влияния изменения климата на сельское хозяйство к 2080 году почти на 600 миллионов увеличится число людей, страдающих от недоедания. К этому же году еще 1,8 миллиарда человек могут столкнуться с нехваткой воды. Учащение и усиление природных катаклизмов может привести к перемещению миллионов людей. Это, в свою очередь, может поставить под угрозу осуществление задачи сокращения масштабов нищеты, основанной на ведущей роли сельского хозяйства и направленной на повышение доходов и создание рабочих мест в сельских районах. Непосредственно для Беларуси эта проблема не актуальна: грамотная миграционная политика и выверенные шаги по обеспечению собственной продовольственной безопасности позволят перечисленные выше риски свести к нулю. Но даже в нашей стране по сей день встречаются те, кто искренне верит, будто Запад нам поможет. Ой ли?
Причина нищеты заключается в самой сути либеральной экономики, считает белорусский политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. “Избранная Западом модель экономического развития, именуемая либеральной, или моделью свободного рынка, несомненно, имеет свои плюсы: она позволяет зарабатывать умеющему и стремящемуся работать, причем без унизительной уравниловки, — пояснил эксперт “Народной газете”. — Однако она же имеет и обратную сторону: при такой модели неизбежны лузеры. И далеко не всегда это иждивенцы, социальные паразиты и лентяи. Скажем, инвалиды, эмигранты, жители депрессивных регионов имеют все шансы пополнить проблемную категорию. Свою роль играют и изменение экономической конъюнктуры, и природные бедствия: перемещение автомобильного производства из США в страны Азии превратило в трущобы прежде процветавший город Детройт, а ураган и наводнения ухудшили экономику Нового Орлеана”.
Самые знаменитые трущобы мира
|