Где триллион?
Сумма, выпадающая из государственного бюджета России за три ближайших года, может составить более триллиона рублей.
На совещании по вопросам развития электроэнергетики, прошедшем на прошлой неделе под руководством Президента России, замминистра финансов Андрей Иванов сообщил уточненный прогноз Минэкономразвития: в будущем году доходы российского бюджета могут упасть на 1,5 % (197 млрд рублей), в 2015 году – еще на 3,7 %, а в 2016 году – на 5,5 % к запланированному в основных направлениях бюджетной политики на ближайшую трехлетку.
Разумеется, сразу возникает вопрос: как компенсировать столь значительные потери? То, что предложил с этой целью Минфин в своем докладе, встревожило значительную часть россиян, а именно: отказаться от программы выплаты материнского капитала за второго и последующих детей, еще раз пересмотреть пенсионную систему, а также расходы на государственный сектор, в том числе на социалку.
Ответ пытаются найти ученые и эксперты. Например, директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова считает нецелесообразным предполагаемое сокращение объемов федеральной помощи региональным бюджетам, поскольку это преимущественно расходы на здравоохранение и образование (зарплаты врачам и учителям). Она предлагает «провести структурный маневр на федеральном уровне, сократив расходы на оборону, на инвестпроекты, и больше направить на помощь региональным бюджетам».
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что лозунг времен Брежнева «Экономика должна быть экономной» в настоящее время «совершенно не к месту и бюджетная экономия – не самая актуальная задача для нашей страны». По его мнению, главные опасности, поджидающие российскую экономику: наметившиеся стагнация и паралич инвестиционной активности частного бизнеса. А следовательно, нужна мощная государственная инвестиционная деятельность. И здесь можно спорить только о том, какие должны быть приоритеты. У нас много программ поддержки отдельных отраслей, в большинстве своем они не выполняются, а деньги осваиваются. «Надо рисковать, мы должны не копить, а тратить деньги», – подытоживает Р. Гринберг свою мысль.
Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, наоборот, считает, что «мы дошли до предела в наращивании бюджетных расходов и теперь должны повернуть к поиску резервов экономии. Это сказано в бюджетном послании президента. Это самое актуальное направление деятельности правительства».
С одной стороны, говорит Е. Гурвич, «в перспективе достаточно долго доходы государства в процентах ВВП будут быстро падать». В то же время, по его словам, у граждан сложились ожидания быстрого наращивания социальных расходов, как в предшествующее десятилетие. Кроме того, тяжелым бременем на экономику ложатся и новые мегапроекты.
«Если у нас будут падать доходы и теми же темпами, как раньше, расти расходы, то мы твердо встанем на путь Греции», – предупреждает Е. Гурвич. Он же называет одну из причин нынешней стагнации – продолжение прежней расточительной бюджетной политики: государство любые задачи решало за счет наращивания расходов.
Е. Гурвич также отметил, что в России одни из самых больших в мире расходы на оборону и правоохранительную деятельность, численность военнослужащих на душу населения. По его мнению, «мы идем против мировой тенденции, так как расходы на оборону в странах с низким и средним доходами снижаются, а у нас растут. При этом расходы на здравоохранение у нас ниже, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития».
«Единственная возможность для нас вернуться к экономическому росту хотя бы на уровне мировой экономики – перейти от экстенсивной к интенсивной модели экономического роста», – считает эксперт. А также необходимо создать механизмы политической ответственности за эффективность бюджетных трат. «А кто у нас понес за это политическую ответственность?» – вопрошает Е. Гурвич.
Директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев также говорил о снижении социальных расходов – их доля в ВВП уменьшается. По его словам, «у нас идет наращивание единственной статьи – расходов на оборону …Речь идет о триллионах, а не о десятках и сотнях миллиардов рублей, которые мы можем сэкономить на соцстатьях. По Конституции, Россия – социальное государство. Такие приоритеты являются антиконституционными».
Что касается материнского капитала, И. Николаев сказал:
«У нас в социальной политике не так много мер, которые были хороши. Материнский капитал – одна из них. После того как от материнского капитала откажутся на федеральном уровне, это же моментально сделают в регионах, где есть собственные подобные программы. То же самое относится к пенсионным тратам».
Первый замруководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко, защищая доклад Минфина, заметил, что «это непринятое решение. Задачей было показать имеющиеся возможности. Правительство не принимает предложения Минфина априори».
P.S. Президент России Владимир Путин анонсировал сокращение расходов российского бюджета. Соответствующее заявление он сделал 1 сентября на встрече с преподавателями и студентами Дальневосточного федерального университета.
Необходимость снижения расходов Путин объяснил общемировым экономическим спадом, негативно повлиявшим и на темпы роста российской экономики. По словам президента, бюджет страны планировался на основании более оптимистичных ожиданий. При этом Путин не уточнил, какие именно статьи расходов попадут под сокращение.