Врачебные тайны
Почему народ считает лучшими лекарями именно военных врачей, где дислоцируется медицинский спецназ и к кому стремятся на прием заграничные послы?
Белорусский военный госпиталь, пожалуй, одно из первых лечебных учреждений Беларуси, история которого, в сущности, является историей белорусской медицины. В веках ставший легендой, современный 432-й ордена Красной Звезды главный военный клинический медицинский центр продолжает являть чудеса для многих своих пациентов.
Еще со времен Наполеона
Временный военный госпиталь был создан в Минске 17 августа 1805 года по указу российского императора Александра Первого. С тех пор его 208-летняя история была связана с войнами и экстремальной медициной. Требования к знаниям врачей тогда и сейчас были очень высокими. Например, во время нашествия наполеоновской армии лекари умели делать ампутации, извлекать пули, зашивать раны. В Первую мировую и Гражданскую войны самоотверженно боролись со вспышками эпидемий. Во время Великой Отечественной войны госпиталь оказал помощь шестидесяти тысячам больных и раненых. После войны медицинский персонал самостоятельно переоборудовал бывшие казармы в отделения госпиталя, заложил парк. Постепенно стали создаваться новые лечебные и диагностические корпуса...
Сейчас в многопрофильном специализированном учреждении с современным оборудованием и талантливым персоналом (среди которого немало врачей с научными званиями и степенями) в год лечится более 18 тысяч пациентов, из которых почти половину составляют военнослужащие-срочники. В госпитале также принимают военных пенсионеров и членов их семей, участников ВОВ, узников фашистских лагерей, воинов-интернационалистов, чернобыльцев, сотрудников различных силовых структур Беларуси. Почти с двумя тысячами пациентов заключены договоры на оказание платных услуг. “К нам приезжают из России, Украины, Прибалтики, Израиля и других стран”, — отметил начальник медицинского центра, заслуженный работник здравоохранения Беларуси Святослав Савицкий.
Не без экстрима
Военная медицина отличается от гражданской необходимостью работать в экстремальных условиях. “В штате центра есть медицинский отряд специального назначения, который регулярно принимает участие в учениях. Неоднократно были на полигоне Ашулук, дважды в Катаре, где, кстати, в прошлом году отметили работу белорусских врачей. В начале сентября будем принимать участие в совместных с россиянами учениях под Осиповичами, — поделился информацией Святослав Савицкий. — Работают наши врачи и в горячих точках. В октябре должна вернуться группа врачей из Ливана, следующая уже готовится к поездке. У нас работает немало врачей, которые в 80-е годы прошли через Афганистан и получили неоценимый опыт по лечению огнестрельных и минно-взрывных ран”.
Открылась мне загадка, почему военные врачи считаются в народе лучшими. Просто благодаря четкой организации и военной дисциплине в госпитали отбирают самых талантливых специалистов. Военная медицина не терпит случайных людей, там все врачи на виду. К тому же сильна еще старая школа. “При Союзе многие стремились попасть на службу именно в Белорусский военный округ, — вспоминает Святослав Федорович. — Поэтому был большой выбор среди специалистов, прибывавших из Германии, Чехословакии или с Дальнего Востока. Мы очень дорожим своими кадрами”.
Проводятся в госпитале и свои, внутренние учения. Например, во время отработки действий с приемным отделением туда неожиданно запускается поток раненых и больных, с которыми специалисты должны быстро разобраться: установить очередность, поставить диагноз, оказать экстренную помощь и многое другое.
Лучшие из лучших
Военные специалисты-медики известны на всю страну. “Мне приятно, — продолжает Святослав Савицкий, — когда я слышу от людей, что полковник медицинской службы Владимир Кучмей считается самым “сильным” проктологом. Просятся на прием (даже послы, у которых есть личные лечащие врачи) к главному урологу кандидату медицинских наук Игорю Дубу. Благодарят пациенты за профессионализм и внимание начальников первого и второго кардиологических отделений Дениса Лапицкого и Юрия Лысого. Без устали трудятся начальник инфекционного отделения полковник Сергей Белега и многие другие сотрудники центра.
До сих пор в центре лечится полковник, который был травмирован взрывом снаряда прошлой осенью на полигоне Лосвида в Витебской области. “Наши специалисты спасли ему ноги, частично восстановили зрение (он уже может читать) и дальше будут заниматься его лечением”, — заверил полковник медицинской службы Савицкий.
Столичный госпиталь стал центром в 2006 году. Тогда отошли в подчинение военные госпитали в Гродно, Борисове и Бобруйске. Теперь, когда в ходе реформирования Вооруженных сил старейшее военно-медицинское учреждение утратило главенствующие функции, решается вопрос о том, чтобы снова возвратить ему славное имя “госпиталь”.