УДАРник Глеб Кожевников
За усердие и профессионализм ему поставили бюст на Урале, дали срок в Украине, оказали честь демонстрировать первую бадью сильвинита в Беларуси.
Бюст у проходной
Слава бежала впереди него. Не успел матрос Кожевников приехать к родителям в уральский город Березники, как его тут же стали приглашать на разные должности в местное рудоуправление. Еще бы! Парень чуть ли не родился в боксерских перчатках. Уже в десять лет стал лучшим среди сверстников в Забайкалье. Во время войны в “почтовом ящике” помогал взрослым изготавливать снаряды. За пять лет морской службы не только стал чемпионом Тихоокеанского флота, но и заразил любовью к боксу чуть ли не весь экипаж своей подводной лодки. А где спорт, там и успехи в службе.
В числе лучших военно-морских коллективов экипаж подлодки участвовал в торжествах по случаю передачи Советским Союзом легендарного Порт-Артура Китайской Народной Республике. Глеб не только получил памятный китайский знак, но и лицезрел тогдашних советских руководителей Хрущева, Булганина, Микояна, лидера Поднебесной Мао Цзэдуна...
Глеб стал взрывником. Тогда это была, пожалуй, главная профессия на калийном производстве: от того, сколько и как взорвано столетиями спрессованного сильвинита, зависели выдача руды на-гора, объемы производства удобрений. Не расставался и с боксом. Мастер спорта Глеб Кожевников стал вице-чемпионом России по Уральской зоне. Закаленный рингом и морской службой парень постоянно находился и на пьедестале славы трудовой. Вскоре старательного проходчика назначили руководить буровзрывной бригадой. Успех коллектива не заставил себя ждать.
И тут по всей стране разнесся призыв ткачихи Валентины Гагановой: выведем отстающие коллективы в число передовых! Долго уговаривать Глеба Борисовича не пришлось. Он возглавил ничем не примечательную бригаду. Сплотил коллектив так, что вскоре о нем заговорили не только в Березниках и на Урале. Глеб Кожевников стал участником Выставки достижений народного хозяйства СССР. Более того, скульптор Евгений Мартынов изваял бюст Глеба Борисовича, который долго находился в столице в “компании” портретов лучших тружеников страны.
Потом бюст перевезут в Березники, установят у входа в рудоуправление. Друзья похлопывали Глеба по плечу: не каждому Герою соцтруда такую честь оказывают... Сейчас бюст находится в музее уральского предприятия.
По главной улице с оркестром...
Осенью 1959 года в Березниках объявили: требуются специалисты для проходки стволов первого калийного комбината в Беларуси. Неуемный Глеб Кожевников не мог оставаться в стороне от такого грандиозного дела. Вскоре его с группой уральских горняков тепло встречали белорусы. Предоставили жилье. И Глеб отбойным молотком, лопатой вместе с надежными друзьями стал пробиваться к сокровищам земли белорусской. Планировалось, что до калийного пласта горняки доберутся в июне 1960 года. Но проходчики постарались. И уже 30 апреля в стволе на глубине 414 метров раздался радостный возглас:
– Есть сильвинит!
Первую бадью с розовым “камнем плодородия” срочно доставили в Минск. Под музыку духового оркестра, нескончаемые аплодисменты жителей, гостей столицы в колонне участников первомайской демонстрации драгоценную соль неспешно провезли по главному проспекту. Рядом с автомобилем шагали лучшие из лучших проходчиков, выдавшие ее на-гора. Среди них был и Глеб Кожевников.
А потом бригаде Глеба Борисовича поручили не менее ответственное задание: в сжатые сроки провести сбойку между двумя стволами. Нужно было готовить шахту к добыче руды: проходить транспортный, вентиляционный штреки, вырабатывать пространство под рудничный двор, склад взрывчатых веществ. В подземелье требовалось много свежего воздуха. Для его подачи нужно было просторной галереей соединить два ствола: в один воздух закачивается, из второго выходит... С успешным выполнением ответственной задачи прямо на рабочем месте и поздравил глава БССР передового бригадира проходчиков.
Этой фотографией полувековой давности из семейного альбома Глеб Борисович особенно дорожит. Председатель Президиума Верховного Совета БССР В. И. Козлов спустился в глубокое подземелье. И в шахтерской робе, каске крепким рукопожатием поздравляет бригадира проходчиков Глеба Кожевникова с успешной сбойкой между двумя стволами первого в Беларуси калийного комбината. Уральский горняк и тут не ударил в грязь лицом.
Ушел на пенсию полный кавалер знака “Шахтерская слава” Глеб Кожевников в почете. Но ветерану не по душе пришелся спокойный отдых. Собрал бригаду таких же горняков-пенсионеров и подался на проходку ствола в Южную Осетию. Потом были горные предприятия Учкудука, Джезказгана, Подмосковья. Наконец, окончательно осел в белорусском городе Солигорске, ставшем для горняка второй родиной.
Когда Глеб Борисович забрал из отдела кадров трудовую книжку, в ней значилось: 65 лет общего трудового и 35 – шахтерского стажа...
Срок за... профессионализм
Но ни грохот отбойного молотка, ни бравурная музыка побед не заглушали в душе Глеба Борисовича любовь к боксу. Когда годы ослабили резкость и силу удара, начал тренировать молодых, судить соревнования разного уровня.
Однажды Глеба Кожевникова попросили быть рефери на первенстве Украины по боксу. Остановился в гостинице Ивана-Франковска. Утром позавтракал в ресторане, возвращается в номер. А из него двое “бычков” лет под тридцать уносят его чемодан.
– Ребята, оставьте чужие вещи! – вежливо попросил Глеб Борисович.
Однако те лишь презрительным взглядом окинули вдвое старшего, уже седого, худощавого, на их взгляд, беспомощного мужичка. И молча двинулись дальше. Глеб Борисович одним ударом уложил на пол несущего его чемодан. Второй выхватил нож. Но пустить его в ход не успел, от мощного хука лег рядом с напарником. Из номера выскочил третий грабитель. Но, увидев “отдыхающих” друзей, бросился бежать.
Задержать грабителей труда не составило. Был суд. Все трое на несколько лет отправились на тюремные нары. Однако за превышение пределов необходимой обороны получил небольшой срок заключения и Глеб Кожевников. Но через месяц он уже был на свободе.
В квартире ветерана целый угол занимают кубки, медали, призы за многочисленные спортивные победы. Причем не только его. Дочь Наташа, чуть ли не с материнским молоком впитавшая в себя спортивный дух, с детства занималась художественной гимнастикой. Победы на разном уровне, звание мастера спорта. Повзрослев, увлеклась кикбоксингом, где ощутимо превзошла достижения отца, став мастером спорта международного класса, чемпионкой мира.
Тем временем Глеба Борисовича все больше радует 14-летний внук Роман. На открытом первенстве Беларуси по хоккею среди сверстников команда, где он играет нападающим, стала победителем в группе Б, завоевав право играть в высшем дивизионе. А до этого Роман порадовал дедушку медалью за второе место на большом международном турнире.
Иного, наверное, и быть не должно в семье, где постоянно витает дух трудолюбия, здоровья, спортивного азарта.
Фото автора и из семейного альбома Глеба Борисовича