ОВОС и авось

Источник материала:  
22.08.2013 — Разное

Белорусская сторона максимально информативно, открыто и исчерпывающе доказала Литве безопасность и перспективность возводимой по российскому проекту Белорусской АЭС. Но хотела ли Литва слышать правду?

Белорусский город Островец, расположенный в Гродненской области неподалеку от границы, разделяющей страны Союзного государства и ЕС, в минувшую субботу в полной мере оценил специфику пограничного состояния. Противоречия между политическими амбициями и здравым экономическим расчетом достигли в кондиционированном зале Информационного центра Дирекции АЭС не меньшего градуса, нежели августовский воздух на улице. Именно так можно описать атмосферу, в которой проходило обсуждение отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущей Белорусской атомной электростанции с представителями общественности Литвы. Однако рационально объяснить причины литовской настороженности не представляется возможным. Впрочем, настороженность эта была свойственна скорее тем, кто в Островец предпочел не явиться.

Следует отметить, что условия для литовской стороны были созданы беспрецедентно открытые. Текст отчета ОВОС был заблаговременно размещен на веб-сайтах Дирекции строительства АЭС и посольства Беларуси в Литве, причем на трех языках – английском, литовском и русском. Для всех желающих принять участие в обсуждении представителей литовской стороны посольство Беларуси в Литве оперативно оформило бесплатные визы, а Дирекция строительства АЭС обеспечила перевозку специалистов, ученых и общественных активистов из Литвы в Островец и обратно. Даже начало мероприятия было задержано почти на час – один из автобусов, доставлявших участников слушаний из литовского города Висагинас, задержался в пути. А начинать слушания без всех заинтересованных в них белорусская сторона сочла некорректным.

Кстати, это отнюдь не общемировая практика. “Хотелось бы, чтобы уровень проведения этого мероприятия с выделением бесплатных виз, доставкой к месту проведения слушаний взяли на вооружение и сопредельные страны, – говорит председатель белорусского общественного объединения “Экологическая инициатива” Юрий Соловьев. – Потому что нам довелось наблюдать и другую ситуацию. Например, когда белорусские экологи хотят высказать свою позицию по поводу строительства Висагинской станции, им не то что бесплатных виз не дают, а останавливают на границе и заворачивают обратно”.

Возможно, в некоторой степени подобный режим открытости был призван опровергнуть заявления ряда “демократических” интернет-изданий о том, что общественные организации Литвы якобы приняли решение о бойкоте слушаний. Сообщалось, в частности, о требовании партии “Литовский союз крестьян и зеленых” не участвовать в островецком мероприятии, провести подобные слушания на территории Литвы и вообще остановить строительство АЭС. К досаде литовских “зеленых” подобная инициатива также оказалась скорее зеленой, нежели зрелой: на слушаниях в Островце присутствовали 190 человек, 102 из которых были представителями общественных организаций и СМИ Литвы.

Несостоятельными оказались заявления и о некорректности места проведения слушаний. “Беларусь уведомила все заинтересованные стороны и провела все необходимые процедуры, предусмотренные конвенцией Эспо, – подчеркнул первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Виталий Кулик. – С Литовской Республикой эти мероприятия также проводились. В 2010 году общественные обсуждения по предварительному обсуждению ОВОС проводились в Вильнюсе, позже в Минске – консультации по уточненному отчету. Однако литовские власти обратились в комитет конвенции с заявлением, что Беларусь нарушила требования конвенции и провела лишь предварительные слушания, но не провела окончательные. Мы направили предложение об окончательных слушаниях в Литву, однако ответа не было. Тогда мы перевели уточненный ОВОС на литовский язык и отправили его в письменном виде. Но литовская сторона, по нашим данным, даже не ознакомила свою общественность с этим отчетом, а сослалась на свою занятость в связи с председательством в ЕС. Поэтому мы разместили свой отчет в интернете и решили провести обсуждение ОВОС непосредственно в Островце”.

“Наше мероприятие имеет открытый формат, поэтому в зале не только специалисты, но и все желающие граждане Беларуси, заинтересованные в обсуждаемой теме, – подтвердил заместитель председателя Островецкого райисполкома Виктор Свило. – Для собрания выделена лучшая площадка района, мы намерены и впредь оказать максимальное содействие нашим гостям”. Кстати, регламент предусматривал как выступления всех желающих, так и вопросы зала – и письменные, поданные заблаговременно, и спонтанные устные, как на русском, так и на литовском языках. В гуле оживленной и весьма конструктивной дискуссии, а также в аплодисментах, периодически взрывающих зал, утверждения о заданности или инсценировке организованного белорусской стороной мероприятия выглядели особенно нелепо.

“В политическом смысле Литва взяла курс на энергетическую независимость и обеспечение энергетической безопасности, понимая ее таким образом, что влияние России в энергетической сфере региона необходимо сократить, – комментирует происходящее эстонский эксперт, продекан факультета международных отношений Евроакадемии Леонид Карабешкин. – Появление атомной станции в Беларуси и в Калининграде не вписывается в литовскую политическую канву. Соответственно, необходимо каким-то образом конкурентов если не совсем убрать, то, по крайней мере, затруднить им процесс строительства мощностей. Есть и психологический фактор, связанный с сопровождающими литовский проект АЭС неудачами. Поэтому для Литвы если не затруднить реализацию таких же проектов в соседних странах, это будет большой удар по имиджу”.

То есть очевидно, что цель официального Вильнюса – поднять как можно больше шума, авось что получится.

“Мы вынуждены констатировать, что литовская сторона всеми правдами и неправдами уклоняется от мероприятий, предусматриваемых конвенцией Эспо”, – заявил уже после слушаний в Островце пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных, комментируя высказывания министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса относительно строительства БелАЭС. Андрей Савиных напомнил, что литовская сторона уже давно получила полные и исчерпывающие ответы на все вопросы по строительству Белорусской АЭС. Нужно просто их прочитать. “За это время мы трижды только письменно предлагали им провести консультации, которые позволили бы устранить любые недоразумения, – подчеркнул представитель МИД. Но все эти шаги остались без ответа”.

Более того, как оказалось, в Литве немало и тех, кто весьма заинтересован в создании новой атомной электростанции в Беларуси. “Одна из литовских строительных компаний обратилась к нам с просьбой об участии в процессе работ по созданию БелАЭС, – рассказал заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк. — Но, поскольку генподрядчик у нас определен, это нижегородская инжиниринговая компания, литовской мы предложили участвовать в создании инфраструктуры станции на правах субподряда. И ее это устроило. Мы приглашаем и другие компании Литвы, причем работать как на возведении электростанции, так и на иных объектах Беларуси”.

Кроме того, в Беларусь передано уже около двух сотен анкет от бывших сотрудников Игналинской АЭС. “Мы будем с ними работать, – сообщил Михаил Михадюк. – В ближайшее время приступим к набору эксплуатационного персонала для БелАЭС и по мере необходимости будем рассматривать поступающие предложения. Как вы все понимаете, в случае с атомной станцией работа с кадрами и персоналом требует особой тщательности”.

←Лекарственная стратегия

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика