Без правых и левых
О разумном сочетании частной инициативы с государственным регулированием
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента БГУ
Народная мудрость гласит: “Тело идет туда, куда прикажет мозг”. Это значит, что управление, всецело определяя результат, занимает особое место среди прочих видов человеческой деятельности. И действительно, даже очень сильного человека в жизни ждут большие проблемы, если тот, что называется, без царя в голове. С другой стороны, у многих выдающихся личностей — политиков, полководцев и творцов, чьи имена дошли до нас сквозь века, зачастую были заурядные физические данные.
Качество управления играет решающую роль во всем. Например, мощный и неуязвимый танк при плохом управлении запросто превращается из грозного оружия в бесполезную вещь, оказавшись кверху гусеницами в кювете либо вообще утонув в болоте. В ином же случае, как это было с нашим легендарным Т-34, он может дойти и до Берлина.
Приведем некоторые известные примеры хорошего и плохого управления. Великая депрессия 1929—1933 годов. В США обанкротились более ста тысяч предприятий, умерли от голода до пяти миллионов американцев. Следуя “новому курсу” Рузвельта, который даже и не помышлял о развале кризисной державы на суверенные штаты, государство взяло бразды правления в свои волевые руки и вывело ее в лидеры. А вот бывший СССР с его неисчислимыми природными ресурсами, непобедимой армией и могущественными спецслужбами, спустя полвека оказавшись в куда менее глубоком кризисе, погиб из-за ошибочных управленческих решений и безволия его руководства, уверовавшего в рыночное саморегулирование. Чуть позже великий народ-победитель, в свое время одолевший фашистского зверя, походя покорившего пол-Европы, оказался бессилен перед бандами Басаева. До тех пор, пока страна не отказалась от наивных упований на то, что все проблемы рассосутся сами собою, как на свободном рынке.
Кстати, нам извне по-прежнему навязываются все те же старые рецепты, предлагающие государству бросить руль управления экономикой и отдать ее во власть “чудотворного” рынка, который якобы сам собой, без нашего волевого участия может решить все наши проблемы. Оно и понятно! Наши стратегические конкуренты знают, что пресловутая “невидимая рука” рынка, умеющего под маской кризиса искусно манипулировать инфляцией, девальвациями, дефолтами и прочим аналогичным фокусническим реквизитом, незримо, но эффективно опустошает карманы людей и предприятий, разрушая промышленность и экономику. Факт остается фактом — за годы рыночных реформ не просто кратно обвалился ВВП постсоветских стран, но произошла беспрецедентная деиндустриализация и сырьевая деградация их экономик.
В частности, по данным “Экономической и философской газеты”, самая мощная страна региона — Россия — в прошлом году по сравнению с дореформенным 1990 годом выпустила грузовых машин 54,5 %, электродвигателей — 24,7 %, гражданских самолетов — 20,8 %, вычислительной техники — 14,8 %, зерноуборочных комбайнов — 8,8 %, тракторов — 5,8 %, металлорежущих станков — 4,4 %. Увы, не намного лучше ситуация и с бытовыми товарами. В прошлом году в России произведено мяса 86,4 %, колбасы — 72,7 %, молока — 41,3 %, животного масла — 25,9 %, обуви — 27 %, тканей — 24,6 % от уровня 1990 года. Наблюдавшийся “в тучные годы” подъем был связан с кратным приростом сырьевого экспорта и отчасти с переносом западными корпорациями в Россию отверточной сборки единичных видов промышленной продукции, например легковых авто. Не лучше обстоят дела и у других наших соседей.
К счастью, в Беларуси хорошо знают известный афоризм нобелевского лауреата Василия Леонтьева: “Экономика — это яхта, паруса которой наполняет ветер частной инициативы, а ее руль — государственное управление”. Целиком и полностью можно согласиться и с утверждением о том, что никакие самые совершенные оборудование, технологии не будут эффективно работать, если не выстроена система управления. Получается, прагматичные белорусы вопреки “дружеским” советам извне упорно не отпускают руль и, боясь гибельных рифов, не бросают свою яхту на произвол рыночной стихии. Кстати, это особо актуально в нынешний глобальный экономический шторм. Как результат, разумное сочетание частной инициативы с государственным регулированием позволило нашей стране самой первой из стран СНГ восстановить дореформенный ВВП, более чем удвоить промышленное производство, лидировать по индексу человеческого развития, используемому ООН для измерения качества жизни людей, опережая ту же могучую Россию. И все это при том, что среднестатистический белорус по природным запасам беднее россиянина примерно в 72 раза! Кстати, это, кроме всего прочего, свидетельствует еще и о качестве управления белорусской экономикой и страной, которое примерно во столько же раз выше российского.