Юные Ростроповичи и Венгеровы
Гастрольный тур Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра в Лондон успешно стартовал в Минске.
Они не виделись около года – несколько десятков юных музыкантов из России и Беларуси. И встретились снова, чтобы удивить своей виртуозной игрой на скрипках, альтах, виолончелях, флейтах и других инструментах. Музыкальные гении, которыми нельзя не восхищаться – в свои 15–18 лет они настоящие профессионалы, лауреаты многочисленных международных конкурсов и фестивалей. И конечно же все они – будущая музыкальная элита Беларуси и России.
Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр, собравший вместе учащихся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки, был создан пять лет назад. Юные музыканты успели за это время побывать с гастролями не только в городах Союзного государства, но и в Германии, Италии, Чехии.
В этом году ребята покорили и лондонских слушателей. Но перед гастролями в Англии открыли гастрольный тур в Минске концертом в одном из красивейших залов белорусской столицы – «Верхний город».
С коллективом работают активно концертирующие дирижеры – белорус Андрей Галанов и россиянин Вячеслав Валеев. В течение года они репетируют с музыкантами отдельно в Минске и Москве и только перед гастролями объединяются в полном составе.
– Работаем группами, заранее обговорив нюансы исполнения, и затем репетируем вместе. В любом оркестре групповые репетиции – залог успеха, – считает Андрей Галанов.
Чтобы подготовиться к концерту, «музыкальным детям индиго» достаточно нескольких самостоятельных занятий дома и пары совместных репетиций. Ноты ребята получают по электронной почте, общаются по скайпу.
– Признаюсь, мы скучаем друг по другу. В оркестре 65 человек, две трети музыкантов – из России, одна треть – из Беларуси. Но без этой трети мы бы ничего сделать не смогли. Они на вес золота, – говорит о белорусских артистах Вячеслав Ахметов. – Работать с ребятами – одно удовольствие, это маленькие Ростроповичи и Венгеровы.
Многие выступают с оркестром не первый год. А потому репетиции и концерты для них – это встречи с друзьями. Так, альтист Илья Белый из Беларуси играет в оркестре второй год.
– Почти всех знаю, – говорит он. – Тепло общаемся и с новичками. Очень полезно завести новые знакомства, увидеть, кто на что способен, набраться опыта.
Репетиции перед гастролями надо видеть! Выкладываются и дирижеры, и музыканты.
– Труд репетиций компенсируется отдыхом, экскурсиями, общением, – говорит российский музыкант Андрей Демин. – В оркестре третий год и очень доволен нашими поездками. Все сделано так, чтобы нам было удобно. В оркестре все талантливы, приятно играть друг с другом. Непривычно работать и с двумя дирижерами. Любопытно. У каждого свой стиль, своя манера.
– Играть с разными дирижерами сложно, – не скрывает и белорусский виолончелист Николай Киселев. – Иногда они требуют совершенно разные вещи. Но это держит в тонусе. Игра в оркестре помогает набраться опыта, причем не в самых простых условиях. Для музыканта это полезно.
По столпившимся у входа в концертный зал «Верхний город» минчанам и гостям белорусской столицы можно было с уверенностью сказать – аншлаг обеспечен. Музыканты – талантливые, красивые, нарядные – приковали внимание зрителей с первых нот.
Зрители услышали в исполнении «юных Ростроповичей и Венгеровых» зарубежную и русскую классику, произведения современных белорусских и российских композиторов. Прозвучали увертюра «Гебриды» и скрипичный концерт Феликса Мендельсона, «Мелодия» Петра Чайковского, сюита в старинном стиле Альфреда Шнитке, концерт для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского.
В Великобритании ребят ждали выступления в Кембридже, на крупнейшей концертной площадке Лондона в церкви St. John’s Smith Square, в одном из самых известных готических зданий в Саутваркском кафедральном соборе.
– Удивлять будем качеством игры, – сказал перед отъездом корреспондентам «СВ» Вячеслав Валеев. – А еще мы с Андреем Игоревичем подготовили для британцев два музыкальных сувенира – попурри на английские темы, написанное молодым московским композитором, и произведение нижегородского композитора Эдуарда Фельтермейстера «Офелия» по мотивам трагедии Шекспира «Гамлет».
Насколько эмоциональными получились гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра в Лондоне, читатели смогут узнать в следующем номере «СВ», из интервью с дирижерами оркестра – Андреем Галановым и Вячеславом Валеевым.