ОДКБ: непростые вызовы

Источник материала:  
15.08.2013 — Разное

По единодушному мнению экспертов, одна из главных проблем, которую предстоит решать Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в ближайшие дни и месяцы, – это вывод войск западной коалиции из Афганистана, который должен завершиться в 2014 году.

Прогнозы сводятся к тому, что ситуация в регионе резко ухудшится, а значит, безопасность всей Центральной Азии может оказаться под угрозой.  Как считает Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, Афганистан, несмотря на масштабное и длительное присутствие в этой стране сил международной коалиции и принимаемые ими меры по нормализации обстановки, продолжает оставаться одной из самых болезненных точек Евразии.

– Некоторые входящие в организацию страны напрямую испытывают на себе исходящие оттуда угрозы. Непрекращающийся поток наркотиков, опасность вторжения вооруженных бандформирований, прошедших подготовку в афганских лагерях и учебных центрах, распространение радикальных религиозных идей, трудно контролируемый оружейный трафик – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми мы уже сталкиваемся в настоящее время, – сказал он на недавней встрече с представителями российской прессы.

– Наш прогноз на развитие обстановки в Афганистане негативен, – подчеркнул Николай Бордюжа. – Она наверняка обострится в связи с выводом из страны сил международной коалиции и нарастанием внутриполитической борьбы в ходе грядущих президентских выборов.

Президент США Барак Обама официально объявил, что в течение этого  года еще 34 тысячи американских военнослужащих вернутся из Афганистана, а к концу 2014 года война там завершится. Военная операция США и их союзников в Афганистане началась 7 октября 2001 года. В миссии на территории Афганистана участвует многонациональный контингент антитеррористической коалиции, который возглавляют представители командования вооруженных сил США, а также контингент Международных сил содействия безопасности в Афганистане (International Security Assistance Force – ISAF) под командованием представителей НАТО.

Одной из самых серьезных проблем, угрожающих стабильности Афганистана, в опубликованном этим летом докладе Пентагона названа коррупция. «Эффективное правительство, верховенство закона и устойчивое экономическое развитие – все это необходимо для стабильности в Афганистане в долгосрочной перспективе, однако многочисленные факторы продолжают служить препятствием, включая повальную коррупцию», – подчеркивается в документе.

Однако коррупция, несмотря на все связанные с ней негативные последствия, является внутренней проблемой Афганистана. Главной международной бедой, как полагают российские политологи, станет неконтролируемый поток наркотиков, который непременно хлынет оттуда, как только силы коалиции покинут страну. По данным ОДКБ, сегодня в Афганистане безнаказанно действуют более 180 наркокартелей и производится 94 % всех опиатов в мире.

Вообще, можно утверждать, что именно наркоторговля негласно составляет основу экономики страны. На данный момент Афганистан является главным мировым центром по производству героина, при этом 80 % маковых полей появились в стране только за последние два года. Ни для кого не секрет, что наркоторговля в Афганистане – часть мировой наркосети. Паутина нарколабораторий, число которых с 1979 года выросло примерно в сто раз, была соткана в стране при поддержке международной наркомафии.

Глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов не раз обращал внимание на то, что производство героина в Афганистане с начала операции НАТО в этой стране выросло в 40 раз и унесло жизни более миллиона человек. На сегодня общая площадь земель, используемых в Афганистане под посевы опийного мака, значительно превышает площади под посевами коки в Колумбии, Перу и Боливии. По данным экспертов, чистая прибыль, получаемая наркодилерами с одного гектара, засеянного маком, превышает 10 700 долларов. Согласно данным ООН, афганские наркоторговцы обеспечивают свыше 93 % мировых поставок опиума. При этом в ходе длящейся больше десяти лет «контртеррористической операции» Запада в стране не было уничтожено ни одной лаборатории по производству героина.

Безусловно, ситуация еще более осложняется действиями талибов, которые рвутся к власти и хотят взять реванш. Под влиянием этих факторов в регионе ожидается также и резкий рост террористической активности. Подобное развитие событий  вынуждает ОДКБ принять дополнительные меры по укреплению потенциала вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, повышению боевых возможностей Миротворческих сил и Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, пресечению экспорта нестабильности на территорию государств – членов ОДКБ.

Организацией создан координационный совет, в рамках которого руководители антинаркотических ведомств регулярно обмениваются информацией и опытом работы на национальном уровне, вырабатывают совместные меры, которые необходимо предпринимать в целях пресечения незаконного оборота наркотиков и наркосодержащих веществ. В дальнейшем в рамках Организации Договора о коллективной безопасности планируется создать центр антинаркотических операций. Главной задачей центра должно стать проведение силами ОДКБ антинаркотических операций в зоне ответственности организации.

Идею создать в рамках ОДКБ центр антинаркотических операций для борьбы с афганским наркотрафиком предложил директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. «Главной задачей такого центра должны стать разработка, планирование, подготовка и проведение силами ОДКБ антинаркотических операций», – заявил глава ФСКН в ходе очередного заседания Совета руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ.

«В условиях меняющейся обстановки, возможного стремительного нарастания наркоэкспансии с территории Афганистана после 2014 года мы, конечно, поддерживаем инициативу создания центра антинаркотических операций», – объяснил позицию организации заместитель Генерального секретаря ОДКБ  Геннадий Невыглас. Он уточнил, что идея создания центра антинаркотических операций уже рассмотрена на Комитете секретарей Совета безопасности ОДКБ. По его словам, общее одобрение получено, остались детали.

В рамках подготовки к открытию центра осенью в Кыргызстане планируется провести двухэтапное оперативно-тактическое учение «Гром-2013» с участием подразделений спецназа, выделенных в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Предполагается, что учение позволит отработать действия по выявлению и ликвидации каналов поставки и пунктов сосредоточения наркотиков, изучить местность для последующего применения подразделений спецназа КСОР ОДКБ в горных условиях.

Эффективным инструментом противодействия незаконному распространению наркотиков служит проводимая на протяжении последних 10 лет под эгидой ОДКБ региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал». Международный комитет ООН по контролю за наркотиками признает операцию «Канал» самой крупномасштабной и эффективной в области противодействия наркотрафику. О ее эффективности говорит факт присоединения к операции в качестве наблюдателей компетентных органов около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также экспертов международных организаций – ОБСЕ, Интерпола и Европола. Международная антинаркотическая операция ОДКБ «Канал» проводится с 2003 года. В 2008 гoду решением Совета коллективной безопасности ОДКБ операции «Канал» придан статус региональной антинаркотической операции постоянного действия, она проводится в соответствии с планом работы Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ.Директор Госнаркоконтроля России Виктор Иванов в своем выступлении на июльском заседании Совета глав антинаркотических служб государств – членов ОДКБ заявил о влиянии наркотрафика на политическую ситуацию. В частности, он не исключает, что увеличатся попытки экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в Средней Азии – именно методом накачки региона наркотиками. «Например, в Ферганской долине из 10 млн проживающих там людей 9 млн живут за чертой бедности. Сценарий форсированной накачки наркотиками неизбежно повлечет стремительную дестабилизацию ситуации во всем среднеазиатском регионе», – отметил  глава Госнаркоконтроля.

Виктор Иванов  также предложил уже сейчас приступить к развертыванию в Кыргызстане (именно на территории республики располагается часть Ферганской долины) временных антинаркотических станций «как возможных подразделений будущего центра», а также организовать в Ферганской долине пункты мониторинга афганского наркотрафика.

Для ОДКБ наступает время активных действий.

 Справка «СВ»

Организация Договора о коллективной безопасности

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия (1993). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств – участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран-участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдова) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в Евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточно-Европейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств-членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств-членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысячи человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств-членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет – создан 19 декабря 2012 года при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации – постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

←Выбор народа – и во имя его

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика