Опыт сотрудничества
В июле в Вологде прошло заседание IX Межакадемического совета России и Беларуси по проблемам развития Союзного государства.
Своей позицией о перспективах и возможностях усиления интеграционных процессов в научной сфере и образовании с «СВ» поделился участник заседания, член Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке Александр СЕГОДНИК:
– Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства образован в 2004 году Национальной академией наук Республики Беларусь и Российской академией наук при участии Постоянного Комитета Союзного государства для координации научной и научно-организационной деятельности двух академий в интересах становления и развития нашего Союза. А также для определения наиболее актуальных задач и приоритетных направлений научной деятельности, конкретных фундаментальных и прикладных исследований. Руководство Межакадемическим советом осуществляют три сопредседателя: от НАН Беларуси, РАН и Постоянного Комитета Союзного государства.
Чтобы расширить дискуссионную площадку, Межакадемический совет практикует проведение различных мероприятий с привлечением широкого круга ученых и экспертов двух стран. В частности, в Вологде прошла Международная научно-практическая конференция «Интеграция в формате Союзного государства как основной инструмент реализации стратегии безопасности России и Беларуси», в которой участвовало около 300 ведущих ученых Беларуси и России, специалистов и управленцев из разных сфер науки и производства. Работали четыре тематические секции.
Поскольку я девять лет возглавлял управление образования Гродненского облисполкома, то в основу своего сообщения положил опыт приграничного сотрудничества в рамках проекта «Еврорегион «Неман». Почему? Дело в том, что Гродненская и Брестская области Беларуси, расположенные на внешних границах Союзного государства, не имеют общей границы с Российской Федерацией, зато граничат со странами Европейского союза – Польшей, Литвой и Латвией. В ЕС уделяют большое внимание развитию приграничного сотрудничества: поддерживают подобные программы, в том числе и финансово. И нам, как белорусам, так и россиянам, нужно активнее работать в рамках этих программ на благо приграничных белорусских и российских регионов. Шел разговор и о разработке союзных программ по этой тематике, ведь такое взаимно полезное сотрудничество не только способствует развитию конкретных территорий, но и выступает эффективным фактором укрепления безопасности, поскольку сближает страны и народы, служит росту взаимопонимания между ними.
Обсуждались и темы, касающиеся вопросов союзной интеграции и реализации стратегии безопасности. Прошла дискуссия по проблемам дальнейшего развития наших совместных космических проектов, по перспективам других научных союзных программ, что также является отличительной чертой подобных мероприятий.
На мой взгляд, весьма важным является и то, что в рамках конференции работала секция молодых ученых, в чьих руках – будущее науки наших стран. На средства союзного бюджета проводится ряд молодежных мероприятий – предметные олимпиады, научные конференции, творческие конкурсы, союзные смены в оздоровительных лагерях, туристические слеты, где молодые люди не только общаются и становятся друзьями, но и участвуют в образовательных и научных проектах.
Весьма полезным для нас оказалось знакомство с работой Вологодского института социально-экономического развития территорий РАН, который уже много лет возглавляет замечательный ученый и человек Владимир Ильин. Разработки института ориентированы на проблемы регионов, и в частности Вологодчины, а об их значимости говорит то, что в области ни один более-менее крупный региональный проект не рассматривается правительством Вологодчины без участия ученых института. На базе института создан Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий. В центре учатся и приобщаются к научной деятельности около 500 учащихся школ области, а в его международных мероприятиях участвуют тысячи школьников из России, Беларуси и других стран. Для Беларуси это очень полезный опыт эффективного взаимодействия академических и средних учебных заведений – школ, лицеев и гимназий.