аВТОстоп
Когда во Всемирной торговой организации дело до суда доходит
Думать сначала о родине, а потом о себе в век глобализации уже не достаточно. Мыслить нужно в масштабах планеты, а национальные или тем более личные интересы становятся пусть и не очень далеким, но пережитком прошлого. Об этом Евросоюз недавно напомнил России, пригрозив обратиться в суд ВТО, если Москва не одумается и не включит заднюю передачу в своей протекционистской машине. Возмущение Брюсселя вызвали введенные в прошлом году российским правительством утилизационные сборы, которые, мол, есть ни что иное как закамуфлированные заградительные пошлины для западных автопроизводителей.
Акулы бизнеса
Сказать, что ЕС печется в споре с Кремлем о несчастных извозчиках Буркина-Фасо или горемычных автодилерах Гвинеи-Бисау, будет не совсем правильно. Потому как всепланетарный масштаб в этих судебных хлопотах еврочиновников не просматривается ни на октан. Просто Россия — огромный рынок. И когда Москва пытается защитить свои автогиганты, она, по сути, растягивает перед потоком иномарок, несущихся на бескрайние восточные просторы, ленты с острыми шипами. И это, конечно, ЕС немного заводит. Мало того что на западном направлении падают промышленные обороты, так еще и в российскую сторону движение перекрыто. Ведь только за минувшие шесть месяцев в Евросоюзе автоэкспорт упал почти на семь процентов. В общем, наступление на Кремль имеет меркантильную финансовую основу. Сборщик Клаус из концерна “Фольксваген” может остаться без работы. А это, конечно, не есть хорошо. Но почему Брюссель не волнует, что слесарь Петров с ВАЗа может пойти по миру? Свой руль ближе?
Впрочем, обвинять ВТО в узко территориальном эгоизме было бы грубым примитивизмом. Цель у Всемирной торговой организации благая: расчистка торгпутей от всяких зловредных пошлин и коварных субсидий, которые подрывают веру в свободную конкуренцию. С глобалистической точки зрения, все страны — братья. Но это не значит, что все равны. Некоторые, как писал Джордж Оруэлл, равнее других.
Плюс на минус
В августе Россия будет отмечать первую годовщину вступления во Всемирную торговую организацию. Итоги пока не вызывают особого ликования среди деловых людей. “Большинство представителей российского бизнеса почувствовали мало или вообще никаких изменений после вступления России в ВТО”, — говорится в докладе консалтинговой компании Global Counsel. Открытие торговой плотины на восточном рубеже привело к тому, что западный поток оказался сильнее встречного ручейка. По данным Центра международной торговли, если по итогам первого полугодия прошлого года в России прирост импорта и экспорта в годовом исчислении равнялся 5,7 и 8,2 процента соответственно, то за аналогичный период нынешнего года эти показатели составили +3,9 и -2,6 процента. В результате территорию от Брянска до Владивостока заполняют зарубежные товары.
Для глобальных производителей это хорошо. Для российских потребителей хорошо (новозеландское масло, даже доставленное из-за тридевяти земель, дешевле местного). А в целом для страны — хорошо или плохо? “Работа целых отраслей оказывается под угрозой”, — говорят эксперты. Это в Новой Зеландии не нужно строить суперсовременные утепленные комплексы — там тепло круглый год, а что делать тульским аграриям? Вешать на фермы замки? “Членство в ВТО ведет нас к “экономической депрессии”, — подчеркивает Константин Бабкин, глава компании “Ростсельмаш”, производящей зерноуборочные комбайны. Эта отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших от введения пониженных тарифов. В то же время, как отмечает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, отечественные компании не имеют обещанного равного доступа на европейские рынки: многие из них закрыты введением защитных мер. “Год спустя из 2000 ограничений, введенных для России, сняты только 4”, — добавляет Константин Бабкин.
В глобальный торговый клуб, конечно, со своим уставом не ходят. Но учиться там отстаивать свои позиции надо. Бразилия, например, при вступлении в ВТО оговорила, что не против прихода в страну инвесторов, но 95 процентов деталей и механизмов при производстве продукции должны быть местными. Комфортно себя чувствует в ВТО Евросоюз. О своих аграриях он позаботился: субсидии там составляют более 300 евро на гектар (в России — порядка 60 евро). Стоит ли удивляться тому, что на Западе продукты питания относительно дешевые, если из госбюджета идет такая поддержка? По этому поводу лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц как-то обмолвился: “ВТО стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования, сами они продолжают предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам”.
Чтоб не пропасть поодиночке
Решать вопросы в одиночку в ВТО достаточно сложно. Другое дело, когда за твоей спиной мощь Евросоюза или потенциал первой экономики мира США. А сейчас эти два западных колосса объявили о создании на их просторах свободной торговой зоны.
Уверенно себя чувствует в престижном торгклубе и Китай, который с мастерством Джеки Чана отбивает все удары недоброжелателей, упрекающих Поднебесную в демпинговании.
“Что же касается Москвы и ее утилизационного сбора, то шансов на победу у России практически нет, — говорит политолог Борис Басин. — Поправки в закон правительство уже подготовило. Они будут рассмотрены, когда Дума вернется с каникул. Конечно, большой минус, что Россия представляет в ВТО только себя. Хотя первоначально ведь было намерение вступать во Всемирную торговую организацию Таможенным союзом, в котором еще Беларусь и Казахстан. По потенциалу тройственный союз уже приближался бы к ЕС”.
Минск сегодня активизировал переговорный процесс с ВТО. “Беларусь изначально не ставила для себя цели войти в элитную торговую кампанию любой ценой, — продолжает Борис Басин. — Это во многом и предопределило результаты национальной аграрной и промышленной политики страны. Важно подняться до определенного уровня в той же сельскохозяйственной сфере, а только потом выйти на глобальное поле и составить там достойную конкуренцию мировым агробрендам. И сейчас в определении условий, на которых Беларусь готова войти в международную торговую гильдию, важно сохранить меры поддержки своих производителей на первое адаптационное время. Впрочем, Минск и так уже работает, по сути, по правилам ВТО (в эту организацию входят все основные партнеры Беларуси)”.
Гармония единства
Сегодня столкновение интересов идет по линии крупных экономик: ЕС, Китай, США, белорусско-казахстанско-российский Таможенный союз, страны БРИКС... Учитывая “вес” игроков, для глобального рынка сейчас крайне опасны даже мелкие авто- и агровойны. Последствия конфликтов могут быть катастрофическими. К тому же уроки глобального кризиса недвусмысленно подводят к мысли о том, что без объединения усилий вряд ли возможно решение главных проблем современности. Нужно учиться слышать голоса больших и малых стран, а не только транснациональных корпораций. ВТО должна стать тонко настраиваемой структурой. Лишь тогда она будет звучать гармонично. Под бой барабанов хорошо идти в атаку, но невозможно улавливать полутона мира.
Что же касается утилизационных судебных перипетий вокруг России, то на днях информагентства облетела еще одна новость. Вслед за ЕС в ВТО пожаловалась и Япония. Российскому автопрому придется окончательно уступить дорогу иномаркам? А что дальше?