«Дорожная карта» успеха

Источник материала:  
24.07.2013 — Разное

Прошедший на прошлой неделе официальный визит Президента Беларуси Александра Лукашенко в КНР открыл новые перспективы стратегического взаимодействия не только Беларуси, но и будущего Евразийского экономического союза с крупнейшим и перспективнейшим партнером из Юго-Восточной Азии.

В ходе встречи в Пекине главы государств с удовлетворением отметили, что с 20 января 1992 года – дня установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и КНР – постоянно сохраняется динамика устойчивого и здорового развития двусторонних отношений.

– Вы очень точно сказали о том, что мы выходим на новую ступень наших отношений, ступень стратегического партнерства, – сказал Александр Лукашенко на встрече с китайским лидером Си Цзиньпином. – Для этого надо выработать на перспективу новую программу – «дорожную карту». Это то, что нам сегодня нужно. И я уверен, что до конца года наши ведомства, правительства смогут предложить такую программу дальнейшего сотрудничества между Беларусью и КНР.

Поэтому в подписанной Александром Лукашенко и Си Цзиньпином совместной декларации заявлено о готовности продолжать укрепление политического взаимодоверия, активизировать координацию и взаимодействие во всех сферах, углублять взаимовыгодное сотрудничество, наращивать гуманитарные связи, а также контакты по линии общественности. «Стороны намерены разработать Программу развития отношений всестороннего стратегического партнерства между Беларусью и КНР», – говорится в документе, содержащем отнюдь не декларативные решения по наиболее актуальным вызовам сегодняшнего дня.

Один из аспектов этой декларации заключается в том, что Беларусь и Китай выступают против вмешательства во внутренние дела государств с использованием проблематики прав человека. «Стороны полагают, что универсальный принцип прав человека должен совмещаться с национальными особенностями разных стран, что любое государство вправе выбрать себе такой путь развития прав человека, который соответствует своим внутренним реалиям, а также его историческим и культурным традициям», – отмечается в документе. Обе страны также выступили против конфронтации вокруг прав человека, оказания давления на другие страны и вмешательства в их внутренние дела с использованием проблематики прав человека.

В документе подчеркивается, что решительная взаимная поддержка и тесное взаимодействие по вопросам, затрагивающим государственную независимость, суверенитет, территориальную целостность, интересы национальной безопасности и развития, являются важной составляющей всестороннего стратегического партнерства. Белорусская сторона вновь подтвердила свою приверженность политике «одного Китая»: правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим страну, а Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая.

Еще один важный тезис подписанной совместной декларации: Беларусь и Китай поддерживают необходимость реформирования ООН и ее Совета Безопасности. Еще один важный тезис подписанной совместной декларации: Беларусь и Китай поддерживают необходимость реформирования ООН и ее Совета Безопасности. «Стороны отмечают, что ООН принадлежит центральная роль в деле защиты мира на всей планете, содействия всеобщему развитию и укреплению международного сотрудничества, – говорится в документе. – Стороны поддерживают проведение рациональной и необходимой реформы ООН и ее Совета Безопасности, увеличение представительности прежде всего развивающихся государств. Недопустимо искусственное установление временных рамок и насильственное навязывание голосования».

Аналитики обращают особое внимание на экономическую составляющую пакета подписанных в Пекине документов. Как известно, глобальный кризис не прошел стороной мимо экспортно ориентированной китайской экономики: более 60 процентов китайского экспорта приходится на США, Японию и страны ЕС, то есть регионы, наиболее пострадавшие от мирового финансового кризиса. Для сохранения стабильности экономики руководство КНР пытается переориентировать экспорт на развивающиеся страны, рынки которых в меньшей степени подвержены негативному влиянию глобальных экономических пертурбаций.

Другая стратегическая задача китайского руководства – постепенный переход к новой модели инновационной экономики и активное использование возможностей внутреннего рынка. В этой связи многие китайские эксперты пишут о необходимости переноса акцента экономической политики с США на Европу. Последнее обстоятельство для Союзного государства видится знаковым.

– Значительную роль в реализации этих планов китайское руководство отводит Беларуси как своему лояльному и проверенному временем партнеру, – отметил порталу soyuz. by заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. – Современные реалии показывают, что ставшие традиционными для белорусских экспортеров шаги по входу на рынки третьих стран через создание собственной сбытовой сети в Китае себя не оправдывают. Учитывая, что Китай уже с 2001 года «живет» по правилам ВТО, продвижение белорусской традиционной продукции на китайский рынок происходит в условиях жесткой конкуренции с фирмами США, Японии, Западной Европы. Однако ситуация кардинально изменится, если Беларусь впишется в новую внешнеэкономическую стратегию Пекина и предложит себя в качестве плацдарма для китайских экспортеров на динамично развивающийся рынок ЕЭП.

«Но этот проект несет и определенные риски, – отмечает Георгий Гриц. – Речь идет о статусе особой экономической зоны для резидентов Китайско-белорусского индустриального парка, что может войти в противоречие с договоренностями Беларуси в рамках ЕЭП, предусматривающими ликвидацию всех СЭЗ к 2017 году.  Если сторонам удастся реализовать намеченные планы по производству на площадях индустриального парка продукции V-VI технологических укладов и не поддаться соблазну пойти по значительно более легкому пути «отверточной сборки» традиционной для белорусских производителей продукции, Китайско-белорусский индустриальный парк имеет неплохие шансы стать исключением из этого формата. Но этот процесс нельзя пускать на самотек».

В целом в рамках официального визита Президента Беларуси в КНР было подписано 36 документов. «Они охватывают проекты, соглашения и меморандумы на общую сумму почти полтора миллиарда долларов, – заявил глава белорусского МИД Владимир Макей. – Самое главное, что это не какие-то мифические или эфемерные меморандумы о намерениях, а конкретные проекты, соглашения, инвестиции, которые уже завтра начнут действовать на благо народов наших стран».

←Претендентам на премию Союзного государства вручены дипломы номинантов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика