Затрат меньше, скорость больше
![](http://www.21.by/pub/news/2013/07/1373490026798386.jpg)
Появившись в 1837 году с первой линии Царское Село – Санкт-Петербург, железные дороги стали главным видом грузового и пассажирского транспорта в России. Сейчас без железнодорожного транспорта невозможно представить жизнь страны и развитие экономического потенциала.
По словам Председателя Правительства России, сказанным на заседании президиума Совета при Президенте РФ, посвященном инновационному развитию железнодорожного транспорта, в настоящее время отрасль является генератором спроса на новейшие технологии.
На государственном уровне уже принят целый ряд важных документов, в которых установлены инновационные направления развития железнодорожного транспорта. В их числе и тарифные решения, учитывающие снижение затрат на инфраструктуру при эксплуатации инновационной техники, которые должны стимулировать покупателя делать выбор в пользу новой продукции.
Особое внимание инновациям уделено и в Стратегии развития транспорта до 2030 года. В ней особо отмечается развитие скоростного и высокоскоростного (до 400 км/ч) пассажирского движения. Первый этап реализации данного направления с использованием поездов «Сапсан» и «Аллегро» показал востребованность этого вида транспорта. Продолжение развития данного направления – подготовка к вводу в эксплуатацию скоростного электропоезда серии ЭС1 «Ласточка».
Другие ключевые направления железнодорожного инновационного развития обозначил Дмитрий Медведев на упомянутом заседании президиума. Важным, а может быть, и главным из них, по его словам, является долгосрочный и стабильный заказ со стороны ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое занимает исключительно важное положение в российской экономике. Для отрасли важен спрос на технологии проектирования и строительства, а также производство материалов, включая композитные, создание новых видов оборудования.
Нельзя отказываться от технологической кооперации с ведущими зарубежными партнерами. Но, по словам Дмитрия Медведева, заимствовать нужно не только передовые и научно-инженерные решения, но и подходы к планированию и организации производства. К наиболее успешным реализованным проектам по локализации иностранных технологий можно отнести создание магистральных электровозов ЭП20 «Олимп», 2ЭС5 и 2ЭС10 «Гранит» и электропоезда «Ласточка».
Приоритетом же являются собственные национальные исследования и разработки. Среди них – создание нового поколения дизельных двигателей. За последние годы решена одна из ключевых задач – создана линейка локомотивов с асинхронным тяговым приводом, которые будут полностью производиться в России. По заказу ОАО «РЖД» российские производители разрабатывают новые локомотивы со сниженным потреблением топлива. Среди разработок выделяются работы по созданию многодизельных маневровых тепловозов и тепловозов с газопоршневыми двигателями.
Что касается инфраструктуры, то в качестве примера можно привести реализацию концепции «Умный вокзал», пилотный проект которой основан на модернизации железнодорожного вокзала в Анапе. Планируется, что результатом этого проекта станет снижение потребления энергоресурсов более чем на 50 %, а это соответствует максимальному уровню энергоэффективности по европейскому стандарту Green Building.
В данную концепцию заложены не только современные технологии энергосбережения (питание от солнечных батарей, светодиодная техника, кондиционирование воздуха за счет использования альтернативных источников энергии), но и инновационные решения в области строительства, экологии и безопасности.
ОАО «РЖД» в 2011–2012 годах на реализацию программы инновационного развития направило более 270 млрд рублей. По словам президента компании Владимира Якунина, принципиально новым направлением инновационного развития ОАО «РЖД» является интеллектуальный комплекс управления высокоскоростным и скоростным движением. Опыт его эксплуатации на линии высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Москва подтвердил свою эффективность. Продукт еще более высокой степени интеграции разработан для управления транспортной системой Олимпийских игр в Сочи.
Важной составляющей в системах управления и обеспечения безопасности движения стали спутниковые технологии – ОАО «РЖД» перешло от их отдельных элементов к сквозным инновационным технологиям.
Говоря о государственной поддержке железнодорожной инновационной деятельности, надо сказать, что Министерство транспорта обеспечивает своевременное рассмотрение и внедрение новых технологий. По мнению министра транспорта РФ Максима Соколова, развитие инноваций требует современного формирования нормативной базы, стандартов, СНиП, обеспечения прогнозирования спроса на инновационную продукцию, разработок новых методов государственного стимулирования.